Новый закон об образовании поспособствовал тому, что сразу после уроков дети теперь развивают самые разные таланты - от пения и танцев до спортивных навыков и конструирования.
В поисках секций
Героиня известного стихотворения Агнии Барто - школьница Лида - была так занята, что не оставалось времени даже на болтовню. «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота», - объясняла она. А ещё «за кружок по рисованью тоже все голосовали», и, к тому же, девочке так хотелось стать лётчицей.
Скорее всего, Лидочкины родители сегодня тоже пребывали бы в растерянности: чем занять дочь, как организовать её досуг? Ведь у современной Лиды появляется время на то, чтобы не только болтать, но и болтаться по улицам.
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы пристроить ребёнка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Но на деле поиск подходящего учреждения дополнительного образования довольно сложен. Пару лет назад, когда в нашей семье встал вопрос о том, что энергию четырёхлетних мальчишек нужно направлять в мирное русло, мы начали присматриваться к спортивным секциям. Оказалось, что для детей такого возраста выбор не особо велик. С трёх лет без проблем берут на танцы и хоккей (фигурное катание), но эти направления не были интересны сыновьям. Футбол, куда стремились мальчишки, был доступен минимум с шести лет, а в идеале уже школьникам. Второй вопрос при выборе кружков - местоположение. Чем ближе к дому, тем лучше. Но и здесь загвоздка. Муниципальные кружки и секции в основной своей массе сконцентрированы в обычных школах. Следовательно, вход туда - только школьникам. Альтернатива «закрытым» учреждениям - всевозможные коммерческие студии развития детей. Попасть туда не проблема, но вот доступными с точки зрения финансов их уже не назовёшь. Одно занятие танцами обойдётся примерно в 300 рублей. Абонемент на творческие занятия может обойтись в сумму до 3000 в месяц.
Если в моём детстве самые разные кружки по увлечениям можно было найти в дворовом клубе, который обычно располагался в одном из соседних домов, то сейчас подобное редко где увидишь.
8 тысяч или бесплатно?
В своё время поиском спортивной секции для своего сына занялась и молодая мама Татьяна Лыскова. Сыну Артёму было пять лет.
- Я собрала целую кучу информации, оказалось что задача довольно трудная, - поделилась Татьяна. - Заинтересовались плаванием, но бассейнов в городе не так много, а таких, которые берут малышей вообще по пальцам перечесть. В Ростошах в секцию спортивного плавания берут с 5 лет, но добраться туда из Степного нам проблематично. В «Газовике» бассейн только с 6 лет, но даже если по возрасту подходите, выбрать время сложно - почти всё занято.
В СКК «Оренбуржье» только тхэквондо с 4 лет и батут с 6 лет. На последнее тренер может взять и на год раньше, но для этого нужно продемонстрировать способности к прыгучести. Лёгкой атлетики для дошкольников в городе нет вообще. В итоге Артём пошёл на спортивную гимнастику. Нашлось сразу две секции на Набережной в филиале спортивной школы.
Гораздо проще решают проблему с поиском подходящих кружков родители творческих детей. Вокал, танцы, театры моды в Оренбурге довольно распространены. Выбор здесь тоже делают в зависимости от стоимости занятий и непосредственно школы. Так, за полугодовые занятия по вокалу и танцам в одной из самых известных театров музыки и танца родители платят 6-8 тысяч рублей. Как говорят сами педагоги, к ним приходят те родители, которые уверены в таланте своих детей настолько, что готовы и дальше вкладывать в него деньги.
- Если кто-то хочет просто для общего развития поводить на вокал и танцы, то он, конечно, выберут более простые учреждения, - говорят педагоги.
Наталья Тыщенко при выборе творческих занятий для своих дочерей действовала по принципу «ближе к дому и дешевле».
- Совсем рядом у нас работает бывший городской Дом пионеров, сейчас городской дворец творчества, - рассказывает она. - Там совершенно бесплатно можно заниматься практически по любым творческим направлениям - от танцев и вышивки до курсов парикмахеров. Старшую дочь в 4 года отдали на вокал. При этом особых талантов тогда мы за ней не замечали. Она занимается там уже не один год и уже довольно профессионально поёт. Вслед за старшей дочерью туда же отправили и младшую. Теперь у нас настоящий поющий дуэт дома.
Всестороннее развитие
В городском отделе образования уверяют, найти доступный кружок совсем недалеко от дома возможно, нужно просто немного поискать информацию.
- Сейчас дополнительное образование старается быть как можно ближе к детям, - рассказывает начальник отдела воспитания и дополнительного образования управления образования города Галина КАШКАРОВА. - Кружки располагаются непосредственно в школах, а также во дворах в виде клубов по интересам.
Несмотря на это, родители выбирают для своих детей не столько центры и направления, сколько педагогов. Ради того, чтобы ребёнок занимался именно у этого преподавателя, взрослые готовы возить его практически на другой конец города.
Всего в Оренбурге работают 17 учреждений дополнительного образования. Из них 8 разнопрофильных центров, 4 школы искусств, 4 станции и один дворец творчества. В них можно заниматься как спортом, вокалом, театральным искусством, так и туризмом, экологией, техническими направлениями.
В конце каждого учебного года в школах проводится изучение спроса на те или иные направления дополнительного образования среди детей. Исходя из этого школы формируют заявку, по которой педагоги дополнительного образования открывают кружки и секции при учебных заведениях.
- Несмотря на то, что дополнительным образованием у нас охвачены практически все школьники, записаться в секцию можно без проблем, - отмечает Галина Александровна. -
Очереди бывают только на особо популярные направления.
По словам Галины Кашкаровой, сегодня нет необходимости отдавать детей сразу в несколько секций. Обучающие программы строятся таким образом, чтобы развивать у ребёнка несколько способностей в рамках одного кружка. Так, в том же театре моды дети занимаются и подиумным шагом, и танцами, и основами кройки и шитья. Вокалисты тоже не ограничиваются только пением - здесь вам и хореография, и актерское мастерство.
Одним из важных плюсов дополнительного образования в муниципальных центрах является его доступность в финансовом плане. Все занятия проводят бесплатно. Иногда по инициативе самих родителей формируются небольшие взносы для того, чтобы детям смогли пошить костюмы к отчётному выступлению или купить какие-то расходные материалы. К этому взрослые относятся с пониманием и не считают 200-300 руб в месяц серьёзной тратой на развитие ребёнка.
- Уверена, что дополнительное образование необходимо детям, - говорит Галина Кашкарова. - Эти занятия помогают развивать в детях не только таланты, но и коммуникативные навыки, делают их более общительными, раскрепощёнными и открытыми для всего нового.
Так что современным Лидам из стихотворения Агнии Барто есть из чего выбирать, а родители при желании могут развивать таланты своих детей без лишних денежных затрат.
КОМПЕТЕНТНО
Вячеслав ЛАБУЗОВ, министр образования Оренбургской области:
- Одним из приоритетов нового учебного года является повышение эффективности воспитательной работы с обучающимися. Сегодня на первый план выходят гражданско-патриотическое воспитание, правовое просвещение, поиск и поддержка творческой и талантливой молодёжи. Наша главная задача – не допустить свертывания организаций дополнительного образования и обеспечить его доступность для всех категорий детей и подростков по всем направлениям независимо от места жительства, уделяя особое внимание подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В прошедшем году Оренбургская область была определена Министерством образования и науки России в качестве площадки для реализации пилотных проектов по развитию дополнительного образования детей. У нас охват детей и подростков различными видами деятельности в этой сфере составляет 95%. Аналогичные показатели в России - 65%.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Татьяна БАРБАЗЮК, директор оренбургской детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского:
- Детские музыкальные школы (ДМШ) призваны решать две равнозначимые задачи. Во-первых, это музыкально-эстетическое образование детей, воспитание их в качестве культурных слушателей музыки. Во-вторых, подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные училища. Ещё 20 лет назад говорили, что ДМШ мало способствуют повышению музыкальной культуры в стране. Отмечалось, что способности слабо развиваются, поскольку дети просто заучивали ограниченное количества произведений к очередному экзамену или так называемому академическому концерту. В результате, завершая учебный год и впоследствии заканчивая школу, дети не имеют собственного исполнительского репертуара. Им не прививается вкус к ансамблевому музицированию, к ознакомлению с современной музыкой, к общению со слушателями.
Одной из причин такого положения, на мой взгляд, является разрыв практики и теории - отсутствие опоры на науку, на современные достижения психологии и педагогики (особенно музыкальной), музыкознания. Чрезвычайно популярные ныне мастер-классы, в сущности, за редким исключением представляют собой некие шоу, демонстрирующие эксклюзивный опыт маститого музыканта и педагога, далеко не всегда применимый к другим учащимся, обладающим иным комплексом способностей и личностных качеств. Их практическая польза, на мой взгляд, довольно ограниченна. Такая ситуация сложилась не только в музыке, но и в других сферах дополнительного образования.
Смотрите также:
- Мой малыш – будущий школьник. Как подготовить ребенка к первому классу →
- Четвероклассников Оренбуржья будут учить терпимости →
- В Оренбурге у «солнечных детей» появился свой центр →