Было ли это решение ошибочным? На каком уровне нынешние школьники владеют базовыми знаниями об армии, службе, оружии и защите Отечества? Об этом мы беседуем с гостем нашего номера, самым молодым оренбургским педагогом по патриотическому воспитанию, автором уникальной диссертации на эту тему Александром Мещеряковым.
Вопрос престижа
- Военная подготовка была более приближена, так скажем, к «полевым» условиям. Ребятам давали базовые знания об устройстве тогда ещё Советской Армии, о вооружении, родах войск. Практически в каждой школе был свой тир, на спортивных площадках - вырыты окопы и установлены макеты танков. Школьников учили метать гранаты, разбирать-собирать автомат Калашникова, обращаться со стрелковым оружием… В случае с ОБЖ уклон делается всё-таки не на военное дело, а на личную безопасность ребёнка. Дело тоже нужное, безусловно, но я считаю, что прежний формат НВП упразднили зря, особенно это касается занятий с мальчиками. Всё-таки парень - это будущий воин, защитник. Хотя бы элементарные навыки обращения с оружием, строевой подготовки он знать должен. Тем более мы с вами живём в приграничном регионе, что само по себе накладывает дополнительные риски. Глупо их не учитывать.
- Насколько я знаю, вы сейчас учите ребят в кадетских классах. Вообще пользуются они популярностью у детей и родителей?
- Я вам отвечу, что называется, «языком цифр». В Оренбурге сегодня кадетские классы, где ребят обучают основам военного дела в расширенном формате, есть лишь в каждой десятой школе. И если три-четыре года назад на 25 мест в классе поступало примерное 29-33 заявки от родителей, то вот по итогам этого учебного года было уже более 45 заявок. То есть популярность военно-кадетского воспитания растёт стремительно.
- С чем это связано, по-вашему?
- Во-первых, это, конечно, рост престижа военной службы. Резкое увеличение денежного довольства, возможность получить жильё - всё это является весомым аргументом при выборе: кадетский класс или, скажем, «гуманитарно-экономический». Профессия менеджера сегодня уже не так престижна, как профессия офицера. Плюс к этому многие родители понимают: военная карьера зачастую единственный реальный шанс «выбиться в люди», дисциплинировать парня.
Офицер в юбке
- Директора школ жалуются: они и рады бы создать у себя кадетские классы, да не хватает военных педагогов…
- Да, это серьёзнейшая проблема. Даже глядя на моих однокурсников, кто учился в Педагогическом университете, могу сказать, что единицы парней пошли работать в школу. В подавляющем же большинстве случаев учителя ОБЖ, «военруки» - это женщины. Не хочу умалять их достоинства как педагогов, но согласитесь - военному делу должен обучать мужчина. Желательно, который и сам прошёл службу в армии. Однако кто пойдёт работать в школу, если ставка педагога - 6300 рублей? Разве можно парню на эти деньги прокормить семью?
- Я помню, у нас военрук был из отставных офицеров на пенсии. Что мешает привлекать в школу такие кадры?
- А вот это уже вопрос к нашим законодателям. Новые требования таковы, что за порог школы не может заходить человек без педагогического образования. Может, офицер и рад бы поработать с ребятами, да нельзя!
- То есть отставному военному непременно нужно получить диплом учителя?
- Именно так. Конечно, у нас есть институт по повышению квалификации, можно там пройти курсы… Но, во-первых, это ведь время, и немаленькое, освоение фактически новой специальности, большого объёма материала. А во-вторых, такие курсы будут стоить денег, тоже отнюдь не копейки. Вот и вопрос: пойдёт ли отставной офицер, у которого пенсия 30 тысяч рублей в месяц, сначала на платные курсы, а потом в школу на 5-6 тысяч рублей зарплаты без категории? Думаю, что нет. Вот и приходится «закрывать ставку» женщинам…
С чего начинается Родина?
- Кстати, а как сама молодёжь относится к идее возвращения уроков НВП?
- Здесь я тоже вижу положительную тенденцию. Как мне кажется, государству удалось остановить «нисходящий тренд», когда молодёжь пропадала в основном в «пивных компаниях». Сейчас всё больше входит в моду здоровый образ жизни - посмотрите, сколько ребят на катках, сколько бегает на лыжах в Зауралке… Конечно, о «выздоровлении» общества говорить ещё рано, но то, что есть подвижки - это налицо.
Я с 19 лет работаю педагогом с молодёжью, и наблюдаю эти процессы воочию. У мальчишек всегда была тяга к оружию, к службе - и нужно было лишь создать позитивный фон, чтобы она раскрывалась. Спросите любого 7-8 классника, хотел бы он поупражняться в разборке автомата? В стрельбе? Поиграть в «Зарницу»? Уверен, что ответ наверняка будет «да, конечно!». Защищать и любить Родину - это у нас в крови.
- И вопрос в завершение нашей беседы: что всё-таки нужно сегодня сделать нашему государству, чтобы воспитывать настоящих патриотов?
- Для начала - нужно вернуть в школу мужчин. Опять-таки, не умаляю достоинства наших замечательных педагогов-женщин, но мужской авторитет - он совершенно другой. Я даже по уровню гвалта в коридоре могу точно сказать: вот, во вторую смену пришёл мужчина-педагог, дети ведут себя гораздо тише.
Нужно заинтересовать военных - как в отставке, так и не только - заниматься с ребятами, передавать им свой опыт. Потому как можно перечитать пару десятков книг о патриотизме, но личный пример одного человека всё равно даст для формирующейся личности вдесятеро больше.
Мы видим, что государство миллиарды рублей вкладывает в переоснащение армии. Но если хотя бы тысячную долю этих ресурсов вложить в модернизацию школы, в то, чтобы поднять престиж профессии учителя - эффект был бы колоссальным.
Надеюсь, что доживём и до этого. Ведь будущее закладывается именно за учебной партой.
Смотрите также:
- Насколько доступно дополнительное образование для детей в Оренбурге? →
- Кто виноват в агрессии школьников и родительской беспомощности? →
- Четвероклассников Оренбуржья будут учить терпимости →