Геннадий Донковцев управлял областным центром в общей сложности 15 лет с небольшими перерывами. За это время он много сделал для города, подарил ему знаковые памятники и учреждения, организовал свою систему управления городским хозяйством. Он по праву стал носить звание «народного мэра», и даже когда перестал занимать управленческие должности, не остался в стороне от судьбы Оренбурга.
Из простой семьи – в партийцы
Геннадий Павлович Донковцев появился на свет 21 января 1945 года в Ашхабаде. В раннем возрасте он пережил страшное землетрясение, которое разрушило город.
Семья Донковцевых была родом из Оренбурга, они принадлежали к уральскому казачеству. Дед Геннадия Павловича, простой казак и трудолюбивый землепашец, был арестован как «враг народа». Чтобы избежать репрессий, Павел Николаевич и Меланья Петровна Донковцевы решили уехать как можно дальше от родных мест. Так они оказались в Ашхабаде.
После землетрясения в Ашхабаде семья вернулась в Оренбургскую область. Сначала они поселились в Домбаровском районе, а затем переехали в Александровку. Здесь Геннадий окончил среднюю школу.
После окончания школы у будущего градоначальника не было сомнений в выборе своего жизненного пути. В те годы профессия железнодорожника считалась наиболее престижной в Оренбуржье. В 1963 году Донковцев окончил Оренбургский техникум железнодорожного транспорта и начал работать помощником машиниста.
Затем он поступил в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Учился заочно, работал помощником мастера и мастером цеха в локомотивном депо.
С 1970 года Донковцев начал работать в партийных органах. Он начал свою карьеру в Казахстане в качестве инструктора райкома. В 1974 году он с отличием окончил Алма-Атинскую высшую партийную школу, а через 10 лет — Академию общественных наук при ЦК КПСС по специальности «экономика, организация управления и планирования народного хозяйства». В том же году он защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук.
Последней должностью Донковцева в партийных органах была должность второго секретаря Оренбургского городского комитета партии, где он курировал вопросы экономики и промышленности.
В 1985 году Геннадий Павлович стал председателем городского исполнительного комитета - горисполкома. По тем временам эта должность равнялась должности нынешнего главы города. Однако после событий августа 1991 года он был отстранён от нее указом президента.
Первый избранный народом
Потеряв работу, он основал акционерное торговое предприятие «Оренвест», которое вскоре стало успешным. Через некоторое время его попросили вернуться, и он согласился, хотя семья была против.
В 1994 году Донковцева избрали в городскую Думу, а на первом заседании он стал её председателем. В том же году Геннадий Павлович стал депутатом Законодательного собрания Оренбургской области.
В 1995 году он выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Оренбургской области. Однако на выборах он проиграл действующему губернатору Владимиру Елагину, получив 21,69% голосов. В ходе предвыборной кампании в СМИ появилась информация о том, что бизнес Г. Донковцева якобы был связан с незаконной продажей цветных металлов в качестве представителя австрийской компании. Проверка деятельности кандидата не выявила никаких нарушений, но было уже поздно — Елагин получил 58% голосов и выиграл выборы в первом туре.
Однако на первых в истории Оренбурга прямых выборах мэра в 1996 году он получил подавляющее большинство голосов избирателей. Его соперники сняли свои кандидатуры в последний момент, и у Г. Донковцева не было конкурентов.
Покушение и борьба за кресло губернатора
В 1998–1999 годах отношения между городом и областью обострились до предела. В это время Геннадий Донковцев был избран в Законодательное Собрание области второго созыва. Тогда город столкнулся с резким сокращением финансирования. Вскоре на Геннадия Павловича было совершено покушение.
Вот что сообщалось в сводке областного управления ФСБ: «19 апреля 1999 года в 5:45 утра во дворе дома, где проживает мэр Оренбурга Геннадий Донковцев, сработало неустановленное взрывное устройство. Г. Донковцев, направлявшийся на работу, получил лёгкое ранение в левую височную часть головы. Он был доставлен в областную клиническую больницу, где ему оказали медицинскую помощь».
В том же 1999 году Геннадий Донковцев попытался создать оппозицию действующему главе региона Владимиру Елагину и вновь принял участие в губернаторских выборах, но победу на них одержал Алексей Чернышев.
В марте 2002 года Геннадий Павлович занял второе место и не попал в новый состав Законодательного Собрания области.
Меценат, книгоиздатель, попечитель
В период руководства Геннадия Донковцева в областном центре были установлены памятники Неплюеву, Пушкину, Далю, Толстому и Мусе Джалилю. На федеральном уровне получил известность муниципальный камерный хор.
Многие годы Геннадий Донковцев был дружен с почётным гражданином Оренбурга Мстиславом Ростроповичем, который ежегодно приезжал в город своей юности. Геннадий Донковцев стал инициатором создания дома-музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей и проведения открытого конкурса для талантливых музыкантов в Оренбурге.
С 1997 года Геннадий Донковцев возглавлял Ассоциацию муниципальных образований Оренбургской области. С 2002 года он стал председателем попечительского совета некоммерческой организации Оренбургского благотворительного фонда «Евразия».
В период руководства Геннадия Донковцева в городе появились мемориал Победы «Оренбург — фронту», а также прошли семь крупных выставок работ оренбургских художников во Франции — в Париже и Тулузе.
Геннадий Донковцев — первый в России обладатель «Золотого аттестата попечителя книжного дела» от Всероссийской ассоциации книгоиздателей. Также он был награжден «Книжной Никой».
Его заслуги также были отмечены Русской православной церковью. Многонациональное и многоконфессиональное Оренбуржье помнит его настойчивость в вопросах строительства немецкого культурного центра и возвращения здания синагоги еврейской диаспоре, открытия национальных школ, библиотек и центров.
В завершение своей работы на посту мэра города Геннадий Донковцев был награждён орденом Почёта от президента России Владимира Путина. До марта 2002 года он был депутатом нескольких созывов областного Законодательного собрания.
В 2009 году ему были присуждены губернаторская премия «Оренбургская лира» за разработку оригинальных идей и концепций в сфере культуры Оренбуржья и её пропаганду за пределами области, а также премия за меценатскую деятельность, направленную на сохранение и развитие культуры и искусства Оренбуржья.
Геннадий Павлович скончался 3 августа 2010 года. Звание почётного гражданина города Оренбурга было присвоено ему посмертно. Позже его именем назвали улицу в Северо-Восточном жилом районе областного центра.
Несколько малоизвестных фактов из биографии Геннадия Павловича:
- Два раза становился мэром Оренбурга, два раза проигрывал выборы, «порулив» Оренбургом с небольшим перерывом около 15 лет.
- В середине 90-х выступил на арене оренбургского цирка. Даже когда клоун в рыжем парике заговорил голосом Донковцева, зрители не сразу узнали в нем главу города.
- Как-то во время встречи Черномырдина в оренбургском аэропорту Донковцев спас Ростроповича от досмотра службой правительственной охраны. Внимание спецслужб привлек огромный букет, который маэстро намеревался подарить премьеру. «Слава, давай по шампанскому!», - предложил Донковцев. Ростропович, руки которого были заняты букетом, замялся. Глава города виртуозно освободил музыканта от цветов, вручив ему бокал. За спиной Ростроповича «ребята в штатском» мгновенно проверили букет, и Донковцев уже через минуту вернул цветы ничего не заподозрившему хозяину.
- Во время авиашоу, которое по случаю Дня города проводили в Южном, командир эскадрильи «Стрижи» предложил Донковцеву совершить полет на первом МИГе - том, который не участвует в показе фигур высшего пилотажа, а лишь проверяет обстановку в небе. Задержавшийся с гостями мэр в первый самолет не успел. Пришлось лететь с основным составом. В момент исполнения элемента «бочка» пилот предложил Геннадию Павловичу поприветствовать оренбуржцев с неба в прямом эфире. Не привыкший к «бочкам» Донковцев не успел возразить, поэтому пришлось приветствовать…
- Как-то раз Донковцев, любимой темой которого было развитие пригородных сельскохозяйственных предприятий, возвращался из командировки в Германию прямым рейсом в Оренбург. Летел без сопровождающих. Каково было удивление таможенников, когда выяснилось, что в качестве «ручной клади» глава города привез 400 г семян для муниципального предприятия, которому грозил срыв сева.
- Оренбургская делегация, находившаяся в городе-побратиме Орландо, в жаркой Флориде, была приглашена на клубный вечер. Донковцев спустился в холл в роскошном костюме, галстуке и сандалиях... на босу ногу. Растерянные члены делегации попытались уговорить своего руководителя переобуться. «А мне так удобнее!» - заявил невозмутимый Геннадий Павлович. Никто из американского бомонда этой особенности гардероба оренбургского мэра значения не придал.
- Возвращаясь из того же Орландо, делегация, состоявшая в основном из медиков, ожидала своего рейса в транзитном аэропорту Амстердама. Увлеченная блеском витрин, группа постепенно разбрелась... Вернувшийся через некоторое время замглавы застал своего шефа лежащим в гордом одиночестве на груде чемоданов исчезнувших членов оренбургской делегации.
- Прилетавший в Москву на день Донковцев сразу преображался: он с невероятной скоростью перемещался из министерства в министерство, забегал в учреждения, перескакивая по три ступеньки - так, что подчиненные за ним просто не поспевали. Однажды вечером, после такой гонки, перед посадкой на оренбургский рейс, к нему подошел один руководитель предприятия: «Здравствуйте, Геннадий Павлович, по делам в Москву?» На что Донковцев на полном серьезе ответил: «Да нет, отдохнуть вот съездил, пивка попил...» Когда находившийся вместе с ним весь день подчиненный спросил потом мэра о причине такого ответа, Донковцев улыбнулся: «Так кто же поверит, если правду скажу? Посчитают, что цену себе набиваю».
- Однажды летом Донковцев прыгал с парашютом. Договаривался со знакомым инструктором, из военных. Опасаясь начальства, тот умолял не оглашать населенный пункт, где совершали прыжки. После того, как все завершилось благополучно, инструктор великодушно разрешил: «Ладно, если выберут мэром, то можете говорить!» Место, где прыгал Геннадий Павлович, так и осталось неизвестным.