Арена имитаций. Оренбуржцы считают, что выборы уже закончились

Губернаторские выборы не за горами, но фактически о том, что в регионе идёт борьба за главное кресло, ничего не говорит. Если раньше об этом напоминали листовки и газеты-«однодневки», печающие от имени того или иного кандидата очередную «правду» о соперниках, то сегодня нет даже этого. Что происходит на политической арене области в преддверии столь важного события за последние годы?

   
   

Оппозиционный раскол

Как только в мае стало известно о том, что Юрий Берг попросил президента Владимира Путина о досрочной отставке, политическая элита региона и мало-мальски заинтересованная в этой стороне жизни общественость буквально встала наизготовку. Во-первых, было интересно, кто же рискнёт выдвинуть свою кандидатуру против действующего губернатора. Кроме того, с точки зрения политтехнологий, многим хотелось посмотреть, на что именно будет делать упор сам Юрий Александрович и его оппоненты.

Однако политическая баталия фактически закончилась, не успев начаться. Всё самое интересное прошло ещё до окончания срока подачи заявок кандидатов на должность губернатора. Основные моменты касались выдвижения единого кандидата от оппозиции. Практически сразу таковым «назначил» себя Сергей Катасонов, не стесняясь употреблять этот термин в отношении себя любимого в самых разных выступлениях. При этом сами представители оппозиции не спешили с выводами, хотя никто из них не отрицал, что, только выйдя на выборы «единым фронтом», они смогут если не одержать победу, то хотя бы составить реальную конкуренцию действующей власти. Худо-бедно договорились (о том, как шёл этот процесс мы не раз рассказывали на страницах еженедельника), и вдруг - отзыв единого кандидата самой партией.

В итоге - системная оппозиция осталась за бортом этих выборов, зато буйным цветом распустилась несистемная. Хотя буйным это тоже особо не назовёшь. Персона Катасонова вызывала у части электората возглас поддержки, у другой части - сплошное недоверие. Однако сказать, что это имя оставляло хоть кого-то равнодушным, сложно. Зато сегодняшний список кандидатов в губернаторы у большинства вызывает только недоумение. Мало кто знает, кто такие Галина Широкова, Татьяна Титова, Сергей Полозов или Виктор Металлов. Более или менее на слуху фамилии Александра Митина, который теперь представляет некую партию «ЧЕСТНО/Человек. Справедливость. Отвественность» и Сергея Столпака, представляющего партию «Парнас», который периодически «светится» в избирательных кампаниях самого разного уровня и со скандалами их покидает. Кроме того, на этих выборах свои силы пробуют «зелёные», партии ветеранов и пенсионеров, коммунистическая партия социальной справедливости (неясно, чем она отличается от привычной многим КПРФ) и партия «Гражданская платформа», знаменитая только именем своего создателя, миллиардера Михаила Прохорова.

Даже самые далёкие от политических баталий люди начали говорить о победе Берга, как об уже свершившемся факте. Кандидаты для многих избирателей откровенно остаются «техническими». Да и предвыборных кампаний этих кандидатов практически никто не видит. Несколько выступлений в эфире местной радиостанции, размещение своей программы на личной странице в социальной сети - разве это можно сравнивать с предвыборными баталиями во время прямых выборов губернатора Оренбуржья в 1999 году? На днях Сергей Столпак устроил одиночный пикет в офисе одной из радиостанций - протестовал, судя по плакатам, против «муниципального фильтра». И снова это больше похоже на цирк, чем предвыборную борьбу. Даже баннеры с именем действующего губернатора, на которых скупо перечислены последние достижения региона, не создают ощущения предстоящего голосования. Да и сам Юрий Александрович почему-то начал активно разъезжать по отдалённым районам области, абсолютно забыв при этом областной центр. Видимо, Оренбургу стоит зачитываться только баннерами, на которых, вероятно, сказано всё, что пожелал донести до избирателей кандидат.

Фото: facebook.com

Примеры прошлого

А ведь пятнадцать лет назад выборы обсуждали на каждой лавочке, за каждым кухонным столом. Во-первых, предвыборная кампания всегда была поводом добиться от кандидатов реального улучшения жизни своих потенциальных избирателей. Как любили говорить старожилы - выборы пройдут, а новые тротуары останутся. Тогда кандидаты спорили друг с другом не только на словах (хотя и этого хватало), но на деле. По сути, основная предвыборная гонка в 1999 году шла между действующим на тот момент губернатором Владимиром Елагиным и директором новотроицкого комбината «НОСТА» Павлом Гуркаловым. Такого кандидата, как Алексей Чернышёв, который на тот момент был для оренбуржцев «варягом», приглашённым из Москвы, мало кто принимал в расчёт. Однако это была серьёзная ошибка.

В 2000 году областное отделение Всероссийского центра общественного мнения опубликовало анализ предвыборных кампаний кандидатов 1999 года. Тогда в список «плюсов» кампании Елагина обозначили «широкое использование телеканалов и радио, когда любой информационный повод, связанный с деятельностью губернатора, включался в соответствующие программы», и «постоянные контакты с общественными объединениями» в рамках различных мероприятий. У Гуркалова «достижением является та поддержка, которую он получил от избирателей в городах восточной зоны». Но оба этих кандидата недооценили своего соперника - Алексея Чернышёва, который «крупных ошибок не допуская, избрал точную стратегию: не использовал тактику компроматов против соперников. Имел самый низкий антирейтинг и интенсивную динамику роста рейтинга в последние две недели губернаторской кампании. Хорошая речь, опыт ведения устной дискуссии выгодно отличали его от конкурентов».

   
   

В результате итоги голосования в первом туре выявили, по существу, не двух, а трёх лидеров. За Елагина проголосовали 33%, за Гуркалова чуть больше 23%, а за Чернышёва чуть меньше 24%. Разница между Гуркаловым и Чернышевым составила 0,4%. Вместе с тем, очевидно, что окончательный выбор в пользу Чернышёва во втором туре оренбуржцы сделали не по политическим, идеологическим мотивам, не в результате того, что в октябре - ноябре ухудшилась ситуация в области. «Во втором туре голосование было личностным, а не политическим», - говорится в исследовании оренбургского ВЦИОМ.

Выборы без выбора?

На этот раз выборы не будут, скорее всего, ни теми, ни другими. О личностном факторе здесь вообще говорить не приходится (кроме кандидатуры Берга), да и политические моменты в итоге оказались очень слабы. Что говорить: выборы сегодня и 15 лет назад - небо и земля, если сравнивать активность кандидатов.

Чтобы понять настроение обычного избирателя, спрашиваю мнение своей соседки Тамары Павловны, которая всегда находилась в оппозиционном лагере.

«Да какие выборы! Ведь за нас уже сразу всё решили! Не зря же Берг к президенту ездил! - тут же отвечает она. - Тут ещё эта история с Катасоновым случилась. Я бы за него вряд ли голосовала, но посмотреть на то, как он с Бергом борется, было бы интересно. А сейчас нам и выбора особого не оставили».

При этом Тамара Павловна признаётся, что на выборы всё равно пойдёт - так уж заложено воспитанием. Но вот за кого «галочку» поставит, пока не знает. «Может, свою фамилию припишу и проголосую», - шутит она.

Но доля правды есть и в этой шутке. После провала единого кандидата оппозиционеры склонны предполагать только три пути развития событий для своего электората. Либо народ «проголосует ногами», то есть просто не придёт на участки, и тогда появится больше шансов для фальсификации результатов (хотя, по мнению той же оппозиции, в этом нет необходимости, так как свою лепту внесёт административный ресурс). Либо люди придут, но сознательно испортят бюллетень (обычно на этот шаг идут представители молодого поколения), либо отдадут голос за любого кандидата, кроме действующего губернатора.

Так или иначе, но сама предвыборная кампания течёт очень вяло. Здесь можно говорить и о некоторых объективных моментах. Официальных кандидатов пока нет, всем им нужно пройти «муниципальный фильтр» (окончательный список будет известен 13 августа), и пока нет особого смысла тратить силы на агитацию. Кроме того, со времен последних выборов в Оренбуржье всё же прошло 15 лет, а значит, изменениям так или иначе пора бы произойти. Но неужели кандидатам уже не нужны сами избиратели, если никто не утруждается поставить их хотя бы в известность о том, что грядут выборы губернатора?

КСТАТИ

На самом деле в регионе сегодня развернулось целых 11 предвыборных кампаний. Кроме губернатора оренбуржцы выберут ещё и депутатов сельсоветов. 14 сентября выборы глав муниципальных образований и членов Советов депутатов пройдут в Абдулинском, Илекском, Матвеевском, Новосергиевском, Оренбургском, Переволоцком и Ташлинском районах.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Булат Калмантаев, политолог:

- Да, кампанию трудно назвать напряжённой и богатой событиями. И вот почему: мало хотеть быть губернатором. Кроме горячего желания много чего ещё надо. Авторитет, завоеванный делами, чистое прошлое, адская работоспособность, профессионализм, чуткость по отношению к людям и их заботам, личные качества, одобряемые обществом - вот далеко неполный ряд того, чем должен обладать кандидат.

Теперь о «фильтрах» - партийных, президентском, депутатского корпуса. Первый из них не пропустил Катасонова. Этот «барьер» работает почти до финиша выборной кампании, только за пять дней до голосования партия не имеет права отзывать своего кандидата. Представляю, что бы творилось, если сие случилось, положим, 5 сентября - по тем же основаниям, которые стали известны избирателям по кандидату ЛДПР.

И муниципальный «фильтр», скорее всего, одолеют не все кандидаты. Понятно, что пока нет у них на руках документа о законной регистрации, они не спешат расходовать свои ресурсы - политические, финансовые, эмоциональные, интеллектуальные, кадровые так далее. Отсюда непривычный для нас ход избирательный кампании, в результатах которого можно и не сомневаться.

КОМПЕТЕНТНО

Галина Шешукова, руководитель регионального отделения ВЦИОМ:

- Стоит признать, что на сегодня в предвыборной кампании нет статусных кандидатов - депутатов Госдумы, членов Совета Федерации или политически подкованных промышленников. Однако несомненный плюс в том, что все партии, которые сегодня неизвестны избирателю, имеют хороший шанс заявить о себе, заработать некий статус на будущее. Ясно, что в этих выборах они мало чего добьются, но они могут стать стартом для будущей политической карьеры и «выстрелить» на следующих выборах или при голосовании другого уровня, например, в Законодательное собрание.

Кроме того, есть немало примеров, когда выходя на выборы с небольшим рейтингом, кандидат за довольно короткий срок мог набрать приличный процент голосов, проведя талантливую предвыборную кампанию. Иногда высокий рейтинг играет с кандидатом злую шутку - электорат, уверенный в его победе, просто остаётся дома, а в итоге больший процент набирает оппонент. Так чуть не случилось на последних выборах мэра Москвы. Вполне возможно такое развитие событий и у нас.

Смотрите также: