Оренбург, возможно, никогда не станет центром магистрали «Шёлковый путь»

Самая длинная автомагистраль высшего класса на планете (а на ней будет минимум четыре - максимум 16 полос для движения) свяжет мировую фабрику электроники и техники, китайский район Гуанчьжоу, с автобанами Германии и Скандинавии. Сегодня, чтобы доставить товары из Поднебесной, приходится выбирать или очень долгий морской путь, или дорогой железнодорожный. Автомагистраль позволит почти вчетверо сократить продолжительность транзита: мощная фура домчит груз из Гуанчьжоу до Питера (с учётом простоя на таможне) за 8-9 дней, в то время как корабль будет идти туда минимум полтора месяца.

   
   

Путь под грифом «секретно»

Казахстанский участок будущей трассы заканчивается у пограничного поста «Сагарчин», дальше начинается российская зона ответственности. И именно здесь сейчас идут самые главные чиновничьи баталии - как магистраль пройдёт дальше? Окончательно утверждённого и обнародованного проекта до сих пор не существует. Вернее, вариантов прокладки предложено сразу три (см. карту), но который из них выберут как финальный - тайна за семью печатями.

Как видно из иллюстрации, наиболее короткий путь, обозначенный пунктиром, пролегает целиком по территории нашей области и выходит на северо-запад Самарской области. Второй маршрут проходит по так называемому Оренбургскому тракту - трассе Р239 Оренбург-Казань до села Бавлы в Татарстане. Он примерное на 40 километров длиннее первого.

Наконец, третий (и самый худший для нашей области) вариант предусматривает пробивку трассы от Акбулака сразу на север, к Салавату и затем по территории Башкирии опять в Бавлы. Эта схема на 130 километров длиннее и практически полностью исключает Оренбург как транзитно-логистический центр из «Шёлкового пути». Объёмы инвестиций в наш регион по этой схеме снижаются в шесть раз, зато от неё выигрывает Башкирия: по её территории пройдёт почти 300 километров магистрали, а сумма привлечённых соседями средств составит более 10 миллиардов рублей.

Ставка на будущее

Нужно понимать, что «Шёлковый путь», строительство которого должно завершиться в 2018 году, будет ключевой транспортной артерией Евразии. Это не только великолепная дорога, которая может связать посёлки Оренбуржья. Это ещё и краеугольный камень для развития территории. Вдоль оживлённой трассы расцветут гостиницы и кемпинги, рекреационные зоны и кафе. Автозаправки, автосервисы, магазины и перевалочные склады - это тысячи и тысячи рабочих мест, бурный расцвет малого предпринимательства и подсобного хозяйства в ближайших деревеньках. Наконец, это гарантированная работа для дорожников и мостостроевцев, ведь такую серьёзную трассу мало построить, но ещё нужно и постоянно обслуживать.

Неудивительно, что за такой мегапроект идёт нешуточная схватка на самом «верху». Каждый из регионов пытается «развернуть» трассу так, чтобы максимум приходился на его территорию. Иногда - даже в ущерб здравому смыслу и разумности расходов. И здесь хитрее всех поступил Татарстан: он уже вовсю ведёт строительство трассы в Бавлы, пригласив на эти работы даже 56-й оренбургского мостотряд, для которого в родном регионе работы нет. Теперь хочешь не хочешь, а Татарстан - «в деле», Бавлы уже не «объехать». Активно лоббирует свой проект и Башкирия. А что же Оренбург? У нас, к сожалению, пока дальше слов и картинок дело не идёт. На сегодня не уложен ни один метр асфальта, не забетонирована ни одна опора эстакады. Более того, по головотяпству чиновников даже землеотвод не произведён. Так что, как говорят опытные картёжники, «крыть» нечем. И велика вероятность, что башкирское лобби перетянет оренбургское, лишив наш регион и трассы, и надежды на счастливое транзитное будущее.

Комментарий:

     Экс-депутат Законодательного Собрания Николай СКРИПАЛЬ:

- Нужно понимать, что проект транспортного коридора - это фактически проект будущего устройства территорий Среднего Поволжья, «лакмусовая бумажка», показывающая значимость Оренбургской области среди других регионов России. И если не сможем отстоять сейчас выгодный для нас вариант, то в недалёком будущем просто потеряем свою геополитическую значимость на фоне бурно развивающихся Татарстана и Башкирии.

Кстати:

На днях Оренбуржье посетил руководитель госкомпании «Росавтодор» Сергей Кельбах. Во время встречи с губернатором Юрием Бергом и членами правительства области разговор как раз шёл о строительстве магистрали «Шёлковый путь». На вопрос журналистов о том, какой же всё-таки проект выбран приоритетным, Сергей Кельбах ответил уклончиво, мол, «планы намечены… будем реализовывать».

Юрий Берг на эту тему высказался конкретнее: «Пока это тайна. Вы же понимаете, что стоит только сказать, где пройдёт транспортный коридор, и там тут же начнётся скупка земель для перепродаж и спекуляций. Поэтому всему своё время. Но одно могу вам обещать точно - мимо нашей области транспортный коридор точно не пройдёт. И мы приложим максимум усилий, чтобы максимально использовать его возможности для развития территорий нашей области».

Смотрите также: