Бес паники. Как область пережила валютный «чёрный вторник»

После стремительного взлёта и чуть менее стремительного падения валютных курсов Оренбуржье постепенно приходит в себя - с пустыми полками магазинов, неработающими банкоматами и практически парализованными рынками кредитования и ипотеки.

   
   

Кстати, пожалуй, впервые оренбуржцы по-настоящему ощутили и свой приграничный статус. Валюта соседнего Казахстана, теньге, выросла по отношению к рублю на треть, и наша область за неделю превратилась в настоящий центр международного шоппинга. Казахстанцы скупали в области буквально всё - от чугунных ванн и унитазов «про запас» до элитных автомобилей. Наплыв гостей с Юга едва не обрушил платёжную систему, которая просто не успевала выдавать наличные рубли и обрабатывать транзакции по банковским карточкам.

Рай для спекулянта

Первыми, кто «нагрел руки» на девальвации, стали валютные спекулянты: в центре, близ парковки Центрального рынка образовалась настоящая стихийная «биржа», где перекупщики продавали и покупали доллары и евро. Правда, если во вторник продать «бакс» вам были готовы за 90 рублей, то в среду его покупали уже за 56. Впрочем, даже за такие деньги продать американскую валюту было затруднительно: к вечеру среды в Оренбурге почти не осталось наличных рублей. Это и понятно: наплыв казахстанцев привёл к «затовариванию» рынка валютой. Гости привезли к нам теньге, доллары и евро, и им нужно было поменять их на рубли, чтобы потратить деньги в магазинах. В итоге все банкоматы и карманы валютчиков оказались пусты. Город явно оказался не готов к такому «горячему» формату евразийского экономического сотрудничества.

Коллаж по банкоматам Фото: АиФ

Цены на старте

На момент подготовки номера к печати валютный ажиотаж значительно снизился, а вот пик продаж в магазинах продолжался. Худо-бедно с дефицитом наличности тоже удалось справиться, причём местные финорганизации в кризисной ситуации оказались более гибкими. По словам председателя Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья Юрия САМОЙЛОВА, никаких особых проблем у крупнейших региональных банков не было: и рубли, и валюта выдавались по требованию.

А вот некоторые федеральные банки с наплывом платежей не справились: их карточки не обслуживались, а банкоматы - «зависали».

- Валютный кризис совпал с пиком предновогодних распродаж: люди готовились к скидкам, откладывали покупку товаров длительного пользования, а теперь, напуганные обесцениванием рубля, отправились в магазины, - уверен Денис МИНАКОВ, редактор журнала ФЭБ. - Если не будет больше валютных катаклизмов, то стабилизация рынков произойдёт в ближайшие месяц-два. И тогда уже будет видно, с какими ценами и какими процентными ставками по кредитам мы все будем жить дальше.

По мнению экспертов, «чёрный вторник» вскрыл и серьёзные проблемы финансовой системы Оренбуржья. Во-первых, она оказалась явно не готова к наплыву покупателей из Казахстана - а ведь мы претендуем на роль транспортного и логистического хаба Евразийского экономического союза. Если гости из соседних стран хотят потратить у нас свои деньги - нужно создавать для этого все условия, запасая больше товара на продажу и российских рублей для обмена. Ведь это выручка российских предприятий, это наши налоги и зарплаты.

   
   

И второй момент - это явная слабость некоторых федеральных банковских сетей, которые увлеклись «гигантизмом» и в итоге не смогли обслуживать своих клиентов. Поэтому совет открыть ещё один счёт и завести пластиковую карточку в местном оренбургском банке выглядит вполне разумно. Даже если один из банков временно не сможет обслужить кредитку, вторая, скорее всего, будет работать нормально. 

Смотрите также: