Инновации не в «топе». Нефть и газ вытесняют наукоёмкие производства

Александра Горбунова / АиФ

Инновационные производства, то есть те, где применяются новейшие технологии и изобретения, где высок уровень интеллектуального вклада коллектива - настоящий локомотив экономики для любого региона. Очень важен и такой факт: там, где зарабатывают собственным умом, а не только за счёт эксплуатации природных богатств, есть будущее. Именно поэтому самые «продвинутые» регионы России стараются максимально эффективно развернуть финансовые потоки так, чтобы поддержать наукоёмкий бизнес. У нас в области, увы, на этом поприще не всё благополучно.

   
   

Лучшие из худших

По итогам второй половины 2013 - начала 2014 года наша область, по данным экспертов, не вошла в число 15 самых перспективных территорий в части инновационного развития. В общем рейтинге мы стоим лишь 46-мы, являясь, образно говоря, крепкими середнячками или «лучшими из худших». Вдвойне обидно, ведь из Приволжского округа сразу пять регионов стали лидерами списка. А если говорить о наших ближайших соседях, то в «топе» - Татарстан, Башкирия, Челябинск и Екатеринбург.

По пятибалльной шкале оценок наша область едва дотягивает до «тройки». Эксперты, анализировавшие данные Росстата и ряда инвестиционных и макроэкономических показателей региона, отметили явную недостаточность наукоёмких производств. Но это ещё полбеды. Куда серьёзнее, что в Оренбуржье не производятся в промышленных масштабах даже те научные разработки, что выполнены в наших лабораториях и нашими же специалистами. Типичный пример - знаменитая биокожа: несмотря на то, что изобретена она была в Оренбурге, выпускают её в Московской области. Неудивительно, что Москва при таких раскладах идёт на шестом месте в рейтинге, в восемь раз обгоняя Оренбуржье!

Любопытно, что есть примеры, когда регионы за весьма небольшой срок делали настоящий прорыв в части инновационного развития. Показателен здесь Алтайский край, вырвавшийся на 14-е место.

- На повышение рейтинга оказало влияние существенное увеличение удельного веса организаций, реализующих инновационные проекты. В данном случае это развитие биотехнологий. В регионе активно развивается целый биофармацевтический кластер, - объясняет успех эксперт Наталья ЛИТЯНСКАЯ.

Оренбуржье, увы, ни биотехнологиями, ни иными яркими научно-промышленными разработками пока похвастать не может.

Фото: АиФ

Стабильный доход

Если не наукой, то чем же ещё может удивить Оренбургская область? Изучая аналитику МЭРТ, можно найти и такие данные. Так, в частности, мы находимся в «середнячках» и по индексу качества условий для развития малого и среднего бизнеса. Из пяти параметров оценки у нас только по одному поставлена оценка «отлично»: это макроэкономическая стабильность. Прочие же показатели, которые характеризуют перспективы для малого бизнеса, на «тройку». Это, в частности, конкурентная среда, факторы производства, административное давление.

   
   

Подобный расклад показывает, что в нашем регионе очень жёстко выстроен финансовый «фундамент». В отличие от некоторых наших соседей, например, уже упоминавшегося Татарстана, мы не понабрали кредитов и не погрязли в бюджетных долгах. Кроме того, основу оренбургской казны составляют доходы от нефтегазового сектора, а здесь всё очень стабильно: спрос на углеводороды есть всегда, а зимой он только вырастет. Другие регионы, где доходы зависят от урожая либо спроса на металлы и изделия из них, с финансами не всё благополучно.

Зато есть и минус: с коррупционной составляющей у нас тоже «троечный» рейтинг. Скандалы с разоблачением крупных чиновников и депутатов, попавшихся на финансовых махинациях, не добавляют оптимизма предпринимателям и тем, кто хотел бы начать бизнес в Оренбуржье.

Кроме того, остаются логистические проблемы. Наша область находится довольно далеко как от центра России, так и от ключевых транзитных маршрутов. Продукцию наших предприятий крайне сложно и дорого доставить до потребителей!

Выправить ситуацию могла бы транспортная артерия «Шёлковый путь» - восьмиполосная автодорога, которая пройдёт через Оренбуржье в Западную Европу. Но, увы - пока не уложен ни один квадратный метр асфальта будущей трассы. А значит, ещё минимум 4-5 лет ни о каком «великом пути» и логистическом развитии и речи быть не может.

КСТАТИ

Железный путь на Восток

Через Оренбургскую область, возможно, будет пролегать часть высокоскоростного железнодорожного пути, который свяжет китайскую провинцию Урумчи с Центральной Россией. Мегапроект, который уже называют «железный шёлковый путь», обсуждается сейчас на уровне правительств двух стран. Таким образом, рассматривается возможность создать «дублёра» автомобильной дороге.

По рельсам помчатся поезда со скоростью 400 километров в час. Путь на таком составе от Оренбурга до Казани займёт всего 2,5 часа. А за 6 часов можно будет добраться от нас до Москвы.

Насколько реален проект - пока вопрос. Его стоимость оценивается более чем в триллион рублей. Впрочем, китайских инвесторов суммы не смущают: перед ними стоит геополитическая задача сближения России и Китая. Даже если железная дорога будет окупаться 30-40 лет, в стратегическом смысле она не имеет цены.  

Смотрите также: