Хозяин без блесток
Недалеко от забора Дмитрия Баранника прогуливаются семьи с маленькими детьми. Взрослые указывают малышам на страусов, важно вышагивающих за ограждением, дети смеются и во все глаза смотрят на экзотических для российской глубинки птиц. В небольшом поселке Шильда за 450 км от Оренбурга других развлечений нет.
Иногда Дмитрий приглашает односельчан подойти к своим питомцам ближе и даже разрешает их покормить. Но такой необычный домашний зоопарк Дмитрий завел не для развлечения соседей. Это очередной эксперимент фермера, который не может найти достойную работу в селе, но не хочет уезжать в столицу на заработки.
Свою страусиную ферму предприимчивый оренбуржец завел прошлым летом. Птенцов, которые тогда еще были размером с курицу, он в коробке привез из Башкирии, куда их самолетом доставили из Краснодарского края. В той поездке Дмитрий на себе почувствовал, что рассказы про крошечный мозг этих гигантских птиц – не из разряда шуток.
«Пока их вез, намучился. Они на самом деле глупые создания, никакой памяти – могут за 5 минут два раза подряд застрять головой в одной и той же дырке и от паники не найти выход обратно», – рассказывает хозяин.
У страусов совершенно отсутствует долговременная память – они быстро забывают своего хозяина, особенно если он не показывается им на глаза или приходит в одежде другого цвета. Специально для ухода за страусами Дмитрий надевает спецформу – ярко синюю куртку: на черный цвет наложено табу, это цвет самца. А вот с блестящими предметами к загону лучше не подходить – страусы как сороки их тут же вырывают, прячут или проглатывают.
Птичий вальс
Несмотря на свой невысокий интеллект, оренбургские страусы иногда исполняют причудливый танец, похожий на вальс. Бабушка Дмитрия порой напевает мелодию, и под неё страусы начинают кружиться, распустив огромные крылья.
Днем птицы гуляют в огороженном загоне, ночью спят в обычном сарае. Больших хлопот не доставляют: не хулиганят, кустарник не топчут, ель не обрывают, через забор не перепрыгивают. Правда, пару раз любопытные птицы все-таки убегали через открытую калитку. Тогда-то односельчане и узнали о необычных обитателях деревни.
«Они пошли бродить по улицам, а на лавочке отдыхали бабушки. Представляете их удивление, когда под березками они увидели мирно прогуливающихся страусов?», – смеется заводчик.
Один из «побегов» пытался пресечь отец Дмитрия, но страус ударил его лапой по ноге. К счастью, «пинок» птенца страуса грозит лишь сильным ушибом, но взрослая особь одним ударом может проломить любую кость и даже грудную клетку человека.
Но в основном птицы ведут себя спокойно, лишь изредка проявляя агрессию, когда люди заходят на их территорию – в сарай. На этот случай у Дмитрия есть контраргумент: он вытягивает руку вверх, как бы становясь выше вожака.
Кстати, страусы живут семьями по несколько особей: один самец и 3-4 самки, каждая из которых может снести за сезон до 80 яиц.
Альтернатива ГМО
К идее создания страусиной фермы Дмитрий Баранник шел не один год. Начать собственное дело он решил, узнав о скором сокращении на работе. Почти все друзья и соседи Дмитрия держали гусей, кур и уток, но существенной прибыли от разведения этих птиц почти не было.
К первому эксперименту с разведением перепелов (тоже не принятых к разведению в условиях суровой оренбургской зимы пернатых) подтолкнул диатез у новорожденной дочери Ксюши. Изучив особенности ухода за самыми маленькими домашними птицами, Дмитрий стал кормить всю семью перепелиными яйцами, полностью исключив из рациона куриные. Теперь яиц хватает и на продажу.
Постепенно он переводит своих домочадцев и на диетическое мясо: вместо обыкновенных свиней он завел вьетнамских вислобрюхих, они экономичнее в содержании.
«У нас в районе есть свиноферма. Оттуда мясо продают нам по 60-80 рублей за килограмм. Как это можно есть? За границей продукцией ГМО кормят животных, человеку это есть нельзя! Но люди не понимают, что это вредно, и покупают из лени, потому что не хотят возиться с хозяйством», – вздыхает Дмитрий, похлопывая по спине вислобрюхого кабанчика Борю. В семье Дмитрия хряка ласково называют таксой из-за нелепых для свиньи пропорций тела, добродушного характера и любопытства.
«Сейчас в деревне жить не сложнее, чем в городе. Главное, найти какую-нибудь работу, чтобы получать деньги, без них все равно не проживешь, и обязательно заниматься хозяйством», – показывает мне свои владения Дмитрий. Сейчас у него уже с десяток поросят разных возрастов, пять дойных коров, две лошади, куры, перепела и 4 африканских страуса.
Антибиотики для страусов
Оказывается, разведение самых крупных пернатых на планете – выгодное дело, которым занимаются многие хозяйственники в Европе и на Украине. В страусах ценится все: диетическое мясо, яйцо (вмещает 25-40 куриных яиц и весит от 500 грамм до 2 кг), кожа, перья, когти (пригодны для шлифовки алмазов) и даже ресницы (для изготовления художественных кистей и накладных ресниц).
В России необычный сельскохозяйственный бизнес только начинает развиваться. Из желающих взять птенцов с крупных ферм выстраиваются целые очереди: своих страусят Дмитрий ждал два сезона.
Несмотря на то, что родиной страусов является Африка, обильные снегопады и сорокаградусные морозы русской зимы совсем не мешают птицам свободно расхаживать по вольеру под открытым небом.
«Единственное, чего боятся страусы – это грозы. Они сразу бегут прятаться в домик. Страусы никогда не зарывают голову в песок, они иногда склоняют голову до земли, ищут мелкие камушки, которые улучшают их пищеварение», – опровергает всеобщее заблуждение Дмитрий.
Несмотря на «морозостойкость», страусы все-таки могут простудиться, и болеют в точности, как люди – с насморком, слезящимися глазами и температурой.
«Когда птенцы попали под ливень, очень промокли и заболели. Я их кормил антибиотиками, открывал клюв и засовывал их в глотку амоксициллин. Через пару дней болезнь отступила, и через полгода из «куриц» выросли 80-килограмовые гиганты, и еще вырастут почти в два раза!», – гордится своими подопечными хозяйственник.
Когда страусы станут совсем взрослыми, Дмитрий будет отправлять их «пастись» на окраину деревни. На поляне он собирается смастерить для них большой загон. За своих питомцев он не переживает: украсть страуса практически невозможно: его не уведешь на веревке, не приманишь едой и не утащишь из-за большого веса.
Мясо этих птиц похоже по вкусу на телятину, но сам Дмитрий пока его не пробовал. Стоимость страусиного мяса варьируется от 400 до 800 рублей за килограмм. Однако экспериментатор планирует устроить ферму и продавать птенцов.
Смотрите также:
- Страусиная история: как африканские птицы выживают на просторах Оренбуржья →
- «Мамский» инстинкт: помогая другим, волонтер сама решилась на удочерение →
- В Новосергиевке семья растит пятерых приёмных детей →