В первой четверти XVIII века, в связи с расширением границ Российской Империи, южная часть Урала приобретала важное стратегическое, военно-транспортное, административное и экономическое значение.
В начале XVIII столетия южноуральские степи являлись далёкой юго-восточной окраиной Российской империи, а Яик - пограничной рекой. Именно за ней начиналась та самая «киргиз-кайсацкая» - казахская степь. С присоединением Казахстана в 1730-40-хх годах к России начинается новый этап в истории нашего края.
Пётр Первый
Первая: богатые залежи полезных ископаемых. Вообще Восток казался тогда краем, полным несметных богатств. Уже тогда царь Пётр активно развивал горнозаводскую промышленность на Урале, которая и давала России основную массу металла. Именно поэтому скорейшее освоение Оренбургского края считал одной из первостепенных задач.
Второе: Пётр старался проложить тортовый путь на Восток, чтобы завязать торговые сношения со среднеазиатскими странами: Хивой, Бухарой, вплоть до Индии.
Ещё в 1717 году Петр отправляет экспедицию под руководством князя Бековича-Черкасского. Однако экспедиция была уничтожена хивинцами. Эта неудача заставляет Петра начать новый проект - проложить путь в Среднюю Азию через киргиз-кайсацкие степи. Кутлу-Мухаммед Мамешевич Тевкелев или Алексей Иванович, как звали его русские, татарский мурза, служивший при Петре Первом переводчиком, в своих записках упоминает, что царь очень интересовался присоединением к России киргиз-кайсацких орд. Смерть не позволила Петру осуществить этот проект. Его начинают осуществлять последующие правители.
Кириллов, Тевкелев, Анна Иоановна
Город-крепость Оренбург был заложен 15 августа 1735 года в устье реки Орь (левый приток Урала). Первоначально это была небольшая крепость «о четырёх бастионах с цитаделью малою на горе Преображенской».
Летом 1735 года в крае развернулось башкирское восстание, но, невзирая на это, И.К. Кириллов продолжал выполнять планы Оренбургской экспедиции.
Тяжёлая военная обстановка в крае заставила правительство вспомнить о проекте главного начальника казанских и сибирских заводов В.Н.Татищева, предложенном им в марте 1735 года. По этому плану предполагалось, для обеспечения спокойствия в крае и охраны русских поселенцев, построить пять крепостей в верховьях рек Яик, Уй, Теча и на озерах Чебаркуль и Аргази.
Ломоносов
Интересно, что участником Оренбургской экспедиции чуть было не стал Михаил Васильевич Ломоносов. В состав экспедиции, кроме военных, инженеров, учёных и обслуживающего персонала, должен был войти и «священник из Спасской школы или кто достойный сыщется». 2 сентября 1734 года ректор Спасских школ архимандрит Стефан сообщил в канцелярию Синода, что в Оренбургскую экспедицию предполагается послать ученика класса риторики Михаилу Ломоносова. Однако сын крестьянина не мог быть посвящен в сан священника, именно поэтому в Оренбургскую экспедицию поехал московский служитель церкви Антип Мартемьянов.
Татищев
В апреле 1737 года в разгар своей деятельности на Южном Урале умер начальник Оренбургской экспедиции, и на эту должность был назначен В.Н.Татищев. Он продолжил административную политику своего предшественника, заложив ещё две крепости: Переволоцкую и Новосергиевскую. Заручившись поддержкой хана Младшего Жуза Абулхаира, В.Н. Татищев в 1738 года отправляет из Оренбурга первый торговый караван в Среднюю Азию.
Рычков
Так, планы Петра Великого были реализованы, причём в достаточно короткие сроки - всего за два десятилетия. В целом же результатом деятельности Оренбургской экспедиции явилось создание оборонительной укрепленной линии, дающей возможность для хозяйственного освоения и заселения новых земель и создания в составе Российской империи новой губернии - Оренбургской.
Смотрите также:
- От сармата до фининспектора. Что можно увидеть в музеях Оренбурга? →
- Ссыльные, сходцы и новокрещеные. Как заселялись оренбургские степи →
- Как симбирские купцы разглядели богатые оренбургские недра →