Как помочь слепому? Оренбургские студенты изобрели «умные очки»

О том, как создавались уникальные очки, и какие трудности пришлось преодолеть изобретателям, нам рассказала автор данного проекта Ангелина Филиппова, студентка 4 курса экономического факультета ОГАУ.

   
   

Как изобрели «умные очки»

АиФ Оренбург: Расскажите, что же такое вы создали?

Ангелина Филиппова: Мы изобрели «умные очки» для слабовидящих и слепых людей «iSee glasses», которые помогут ориентироваться в пространстве. На данный момент готов первый рабочий прототип. Они настроены на радиус пять метров. Как только какой-то предмет появляется на этом расстоянии, очки начинают пищать. И чем больше приближается человек к нему, тем интенсивнее становится сигнал. Он появляется за счёт работы ультразвукового датчика. Скоро мы собираемся испробовать инфракрасный. Незрячему поможет крепящийся на шее вибромотор, который укажет сторону движения: если вибрирует справа, человеку нужно будет двигаться вправо. В дальнейшем собираемся встроить в очки видеокамеру. Близкие и родные смогут наблюдать, где находится человек. Очки с видеокамерой будут стоить немного дороже.

АиФ: В мире есть подобные очки?

А.Ф.: Есть аналоги «умных очков», но они построены по принципу дополненной реальности. Что такое дополненная реальность? Слабовидящий будет видеть только контуры очертаний крупных предметов. Но для слепых людей они не подходят. Кроме того, есть очки «гуглглаз»  развлекательной направленности. По сути, это компьютер на глазах. Можно смотреть видео, играть.

В начале работы над проектом, мы изучали рынок: для слепых сигнализирующих очков не было. Зато сейчас стали активно изобретать ультразвуковые палочки. То есть нашу идею подхватили. 

АиФ: А кто работал над «умными очками»?

   
   

А.Ф.: Наш коллектив. Нас много. При ОГАУ есть студенческое научное общество. Мы собираемся на собрании и рассматриваем различные идеи по острым социальным вопросам, и пытаемся воплотить их в жизнь. За некоторыми из нас закреплены проекты. Но работаем над ними в общем-то вместе и стараемся получить грант. Тогда только мы можем запустить их. Например, один из наших участников, Иван Балабанов, уже второй год работает над специальным браслетом для сердечников, который измеряет пульс, уровень сахара в крови, и при критических показателях отправляет смс родному с указанием местанахождения человека. Реализация проекта «умные очки» тоже началась с выигранного гранта.

Где взять деньги?

АиФ: Трудно получить грант?

А.Ф.: Без труда ничего не бывает. Возникла идея и её нужно было правильно презентовать, всё рассчитать. Мне необходимо было провести тщательные маркетинговые исследования рынка. Сначала мы прошли отборочный тур в нашем университете. Нас поддержал оренбургский бизнес-инкубатор, и мы приняли участие в стартовом этапе конкурса «Участник молодежного научно-инновационного конкурса УМНИК - 2015» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Жюри отбирало то, что реальней сделать, что более значимо и актуально. Мы выиграли.

АиФ: Денег хватило?

А.Ф.: Мы же сделали пока только первый рабочий прототип, который не готов до конца. Ещё  много доработок. Это самый первый примитивный образец, который нужно ещё тестировать и обрабатывать. Пока что денег хватает.

АиФ: А как ваши очки оценивают непосредственные потребители?

А.Ф.: Мы представляли наши очки на XIII ярмарке «Российским инновациями - российский капитал», проходившей в рамках международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде. 

На выставку пришёл мужчина слепой на один глаз, второй видит слабо. Там он услышал о наших очках, заинтересовался и попросил померить. После эксперимента, он захотел тут же купить их. А у нас-то только один рабочий вариант. Пообещали связаться с ним, когда выпустим первую партию. На этой выставке, кстати, проект занял второе место. Такие мероприятия делаются для поиска единомышленников, научного потенциала. Мы заключили договор на сотрудничество с Казанским приволжским федеральным университетом.

АиФ: Ваши очки, наверное, будут стоить немалых денег?

А.Ф.: Нет, самые примитивные - около четырёх тыс. рублей. Конечно, при разной конфигурации, цена будет меняться. Но ненамного. Там ведь ничего сложного. Главное, разработать схему, техническую карту, и по ней можно делать первую тестовую партию. Возможно, это произойдёт через год. Будем заказывать через завод. В дальнейшем уже, возможно, запустим собственное производство.

Фото: АиФ

Как воплотить мечту

АиФ: А кто делал рабочий прототип?

А.Ф.: Мы создали своё конструкторское бюро. В скором времени собираемся его зарегистрировать. В штате восемь человек. Мы сотрудничаем с университетами, учёными, разными специалистами. Ищем потенциал. Нам нужны и программисты, и инженеры. Здесь работает не один человека, а целая команда. Бюро поддерживает идеи студентов и разрабатывает проекты. 

АиФ: Ангелина, вы студентка экономического факультета, а занимаетесь инженерным делом, по сути…

А.Ф.:  Главное, это видеть проблему и найти способ решения. Затем уже специалистам, тем же инженерам, объясняешь, что хочешь получить. Конечно, пришлось многое узнать, элементарно, как взаимодействуют различные механические элементы. Зато сам бизнес-план было создавать с учётом моей специальности полегче. Хотя тоже приходилось штудировать дополнительно литературу, учиться составлять договоры и т.д. Но участники нашего бюро мне очень помогали. Например, многому научил Иван Балабанов, который со своим проектом уже прошёл эти начальные тонкости. 

АиФ: Как думаете, заработать получится?

А.Ф.: Пока об этом не думаем. Главное, создать качественный продукт. Переживаем, будут ли очки востребованными у народа. Хотя недавно интернат для слепых Оренбурга попросил презентовать очки. Поэтому мы сделали рабочий прототип раньше на год по графику.

АиФ: А вообще, как вы считаете, молодому ученому трудно реализовать себя?

А.Ф.: Сейчас очено хорошее время: существует масса возможней. Нужно просто ухватиться за них. Есть огромное количество разных грантов. В помощь выставки и форумы, где нужно искать сотрудничества, работодателей, коллег. Если возникла идея, её нужно воплощать, а не сидеть на месте. Конечно, всё это тяжело, занимает очень много времени. Мне, например, приходится нелегко. Мы встречались каждый день и по нескольку часов корпели над проектом. А ведь никто не отменял учёбу и личные дела. Всё зависит от человека. 

Смотрите также: