45 лет назад у оренбургских студентов-медиков появилась своя «отдушина»

   
   

От «гипнопедии» до «тропиков»

В гостях у «Горицвета» было много известных людей: режиссёр Герасимов, политик Горбачёв.

«Больше всех меня поразил актёр Евгений Евстигнеев: то с экрана являлся к нам, а тут вживую общался. Прекрасное впечатление произвёл певец Николай Расторгуев: всю ночь валялись от хохота от его анекдотов», - вспоминает врач и актёр Лев БОГОМОЛОВ.

Этот старожил знает историю «Горицвета» со времён, когда и театра-то не было. А был увлечённый педагог с кафедры патфизиологии Ефим Цинберг, который выхватил студента Льва на перемене: «Планируем к 7 ноября праздничный концерт. Есть настроение поучаствовать?». Настроения было хоть отбавляй. От миниатюры «Гипнопедия» (в то время модным было обучение во сне с помощью магнитофонных записей. - Ред.) «лежали» все зрители. Потом появилась команда КВН, которая после победы в 1966 году над соперниками с машиностроительного завода решила не расставаться. Так зародился «Горицвет», который сегодня входит, пожалуй, в пятёрку старожилов среди студенческих театров страны (обычно они из-за «текучки» кадров больше 10 лет не живут).

- В театральный из наших никто не пошёл, но жизни без сцены многие до сих пор не мыслят, - поделился Лев Львович. Окончив мединститут, он сам вернулся в вуз преподавателем и организовал киностудию ФОП-фильм, запечатлевшую лучшие моменты из жизни театра, СТЭМа, института: «К каждому новому году мы готовили сатирический журнал «Фитилёк». Однажды после сюжета о проблемах с отоплением тогдашний ректор Олег Бухарин позвонил: «Всё заработало. Богомолов ещё не снимает «тропики» в третьем корпусе?».

Премия - на развитие

   
   

«В творческой жизни мединститута было три вехи, - считает нынешний художественный руководитель театра Ефим ЦИНБЕРГ. - 1982 год - перерезали «красную ленточку» и открыли клуб «Горицвет». 1987-й - мы стали лучшими среди клубов медвузов СССР. К тому времени наш СТЭМ за спектакль «Клоп» получил звание народного, потом звание присвоили киностудии ФОП-фильм, народным признали и танцевальный коллектив «Комсомолье», который возглавлял тогда Александр Золотарёв, ныне работник областной филармонии. Три народных коллектива в одном вузе? Это было немыслимо!».

С проверкой в Оренбург прислали комиссию. Она дала киностудии задание снять фильм о трёх коллективах и прислать плёнку в Москву. Позже из столицы сообщили: Оренбург обогнал всех и получил немыслимую по тем временам премию в 300 тысяч рублей. На эти деньги в 1989 году был построен театр. Это и есть третья веха.

Сейчас бы клубу не помешала ещё одна победа с хорошей премией - чтобы закончить перманентный ремонт. А то портретная галерея ведущих актёров театра, его вдохновителей и «катализаторов», которая встречала зрителей перед входом в зал, лежит стопочкой в кабинете худрука. «Только 300 тысяч нам сейчас маловато будет», - отшучивается Ефим Давыдович.

Для его артистов звонок: «Здравствуйте, вас беспокоят из «Горицвета», - звучит как пароль. Они без напоминаний десятилетиями стекаются в Оренбург из разных уголков области и страны, из Германии и Израиля три раза в год - перед 7 (теперь 4) ноября, на 1 мая и в Старый Новый год. Место встречи неизменно - набережная Урала, потом -  клуб «Горицвет» на Парковом проспекте.

- В моё время всех пытались занять в миниатюрах, - вспоминает ещё один «старожил» Николай ФЁДОРОВ. - У нас не было, как в театральных вузах, чтения стихов и басен перед комиссией, хотя миниатюра на эту тему была. Если искра загоралась, ребята оставались в театре. Иногда в роли рабочих сцены, потом «вырастали» до «Кушать подано» и вдруг «выстреливали».

Всё начиналось со СТЭМа. А потом: «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?». И замахнулись. Особенно много звёздочек открыл профессиональный режиссёр Владимир Поздняков, пришедший в «Горицвет» в 1978 году.

- Моя актёрская жизнь началась после лекции по физике. В конце занятия педагог сообщил: «В институте работает студенческий театр. Кому интересно, обращайтесь на кафедру патфизиологии». Я в школе во всей самодеятельности участвовал. На перемене на кафедру забежал и застал Ефима Давидовича на месте, что почти невозможно: он «Фигаро тут, Фигаро там» - всё время в работе.

Вот и сейчас он курировал процесс подготовки к юбилею театра.

Усталость - от «свободы»

- Студенческий театр отличается тем, что постоянно меняется состав. Работается по-разному, но у нас с ребятами нет конфликтов и трений… потому что я – диктатор, - улыбаясь, объясняет главный режиссёр театра «Горицвет» Татьяна КОРШУНОВА, когда-то работавшая с великим Утёсовым. Ребята мне доверяют и делают то, что прошу. Причём с удовольствием. Я ведь такой диктатор: сама вначале попробую, чтобы актёрам удобнее было. Раньше ребята предлагали: «А давайте вот так». Я им: «Никаких «вот так». Вы видите детали, а я спектакль в целом».

Хоть в театре работают непрофессиональные актёры, суфлёрской будки в «Горицвете» нет. Текст ребята заучивают наизусть. Для них сцена - это отдушина. Они учат материал «ногами»: на этом слове нужно сесть, а с этой фразы - начать движение за кулисы.

- Главное быть искренним: не играть роль, а проживать её, - поясняет Татьяна Коршунова. - Мы работаем по системе Станиславского. По крайней мере, стараемся…

Татьяна Коршунова вместе с театром уже более 15 лет. Попала в него случайно: «Меня попросили сделать два номера для ТВ. Мне, как работнику телевидения, стало интересно. Сделала, ушла. После попросили спектакль поставить: каждый день звонили, «взяли за горло». Даже удивилась, как всё рождалось: будто кто-то другой сидел во мне и подсказывал. Первую самостоятельную постановку я сделала в третьей попытки. После «Здравствуйте, мы из спектакля» так в театре и осталась».

Сегодня на сцене «Горицвета» царит не СТЭМ, а классика, потому что, по словам Татьяны Коршуновой ребята устали от того, что на них льётся с экранов. Они хотят красоты и чистоты: «раз они тянутся к прекрасному, значит надо брать и раскрыть. На хорошей драматургии они у нас и расцветают.

Смотрите также: