«Жестянка Лиззи». 95 лет назад закончилась автоэпоха, перевернувшая мир

Если дата постройки первого автомобиля у историков до сих пор вызывает споры,  то вот в части того, когда машины стали массовыми - сомнений нет никаких. Эпоху доступных автомобилей, которые мог себе позволить купить обычный рабочий обычного завода открыл гениальный американский автомобилестроитель Генри Форд. И эпоха эта началась с легендарного Ford Model T, или «Жестяной Лиззи», как ласково прозвали её современники.

   
   

Эх, прокачу!

История самого массового фордовского автомобиля началась в 1908 году, когда из ворот фабрики Пикетт в американском Детройте выкатилась первая машина модели «Т».

По нынешним меркам это был «ужас ужасный»: двигатель объёмом 2893 кубических сантиметров и мощностью 20 л.с. не имел систем принудительной смазки и охлаждения. Масло подавалось на детали методом «естественного бултыхания», а охлаждающая жидкость циркулировала без всяких помп, по принципу термосифона - горячие потоки вытесняли холодные. Не было у «Модели Т» и топливного насоса - бензин подавался в карбюратор самотёком из бака под сиденьем. Это часто приводило к тому, что на затяжном подъёме машина глохла - топливо просто перетекало в зад бака. Опытные «фордоводы» знали эту особенность и крутые горки штурмовали... задним ходом. Американская голь на выдумки тоже оказывалась весьма хитра.

Двигатель Ford Model T не имел ни помпы, ни бензонасоса. Фото: Commons.wikimedia.org

Коробка передач была довольно прогрессивна для своего времени, хотя и имела всего две скорости. Зато именно Форд стал применять ряд технических моментов, таких, как планетарный механизм с блокировкой. Это же решение полвека спустя «перекочевало» в автоматические КПП, и с успехом применялось вплоть до 2000-х годов.

«Жестянка Лиззи» в базовой комплектации (тоже, кстати, фордовский термин!) могла разгоняться до 72 километров в час - неплохо для машинки, чей двигатель был немногим мощнее мопеда. Правда, выдача максимальной мощности тоже зависела от искусства шофёра: движок не имел системы корректировки угла зажигания, и его приходилось выставлять на ходу. Таким образом, водитель ворочал рулём, дёргал рычаг скорости, выкручивал газ (педали в первых версиях не было, ручка газа устанавливалась на панели приборов) и - подстраивал зажигание. Да ещё и прикидывал на ближайшей горке, одолеет ли с разбегу машина её, или лучше остановиться и дальше двигать задом.

Да, кстати, остановить фордовскую «Лиззи» было совсем непросто. Барабанные тормоза были только на задних колёсах, и давить на педаль шофёру надо было изо всех сил. Сравнение тут может быть разве что с нашим «Уазиком»: впрочем, ещё вопрос, в пользу какой из машин...

Ford Model T Фото: www.globallookpress.com

 

   
   

Всем буржуям назло

Казалось бы, «Model T» при всех её недостатках ждал провал на рынке. Ведь ко второму десятилетию ХХ века по дорогам Европы и Америки уже колесили куда более совершенные в техническом плане автомобили. Гораздо более мощные, комфортные. Даже первые попытки поставить «музон» были - в начале 1910-х отдельные умельцы экспериментировали с радиоприёмниками в салонах! Куда там грохочущей «Жестянке Лиззи» со спицевыми колёсами «от телеги», «кривым» стартером и 6-вольтовым аккумулятором как допонительной оплачиваемой опцией!

Но автомобили тех лет были настоящей роскошью. Почти что как сегодня - частные самолёты и вертолёты. Позволить их могли лишь, говоря современным языком, олигархи. И даже самые доступные модели оставались лишь недосягаемой голубой мечтой простого рабочего.

Но фордовская «Лиззи» буквально взорвала рынок, причём не только рынок автомобилей, но и рынок труда. Уже первые модели стоили 825 долларов - при том, что самые дешёвые авто других брендов продавались по цене не ниже 1100-1700 долларов. Усовершенствовав технологию и отладив конвейер, Генри Форд вскоре установил ценник на свою «Модель Т» в 350 долларов - и «Жестянку Лиззи» стали штамповать миллионами экземпляров. Спрос был сумасшедший - и темпы производства тоже.

Для сравнения: в 1916 году зарплата рабочего составляла около 50 долларов в месяц, или - 600 в год. То есть на покупку машины от Форда нужно было собрать всего 7 месячных зарплат. При этом уже существовали программы автокредитования и рассрочек.

Более того, Генри Форд платил своим рабочим вдвое больше, чем конкуренты - до 5 долларов в день. Или более 100 в месяц. Правда, и работа была адова - по 9 часов у конвейера, без перерывов. С другой стороны - 4-5 месяцев, и ты можешь купить себе новенький автомобиль! (условно конечно, так как нужно же ещё платить за жильё и еду, но реклама, приглашающая на заводы Форда, согласитесь, выглядела очень заманчиво)

Догнать и перегнать Ладу Гранту

А если попробовать провести аналогию с сегодняшним временем? Догнали и перегнали мы «Жестянку Лиззи» по уровню цен и зарплат? Итак, самый дешёвый автомобиль на рынке России - это наша «Лада Гранта», которая, если верить официальному сайту производителя, стоит 604 тысячи 900 рублей в базовой комплектации (скидки и бонусы не считаем).  Официальная средняя зарплата в РФ на начало 2022 года - 55 тысяч рублей. В Оренбургской области - 39400 рублей в месяц. Итого получается, что на покупку самой дешёвой "Гранты" житель нашего региона должен откладывать всю зарплату в течение 15 месяцев и 2 недель. Среднестатистический житель России - 11 месяцев.

Оренбуржцу на самую дешёвую "Ладу Гранту" нужно откладывать 15 зарплат! Фото: Commons.wikimedia.org

 

То есть это более чем в три раза хуже, чем показатели «зарплата/цена авто» в отношении «Жестянки Лиззи».

Стоит ли удивляться тому, что Ford Model T навсегда вошёл в историю как самый любимый и один из самых массовых автомобилей в мире. Он продержался на конвейере с минимальными изменениями 21 год, до 1927-го. И был выпущен тиражом более чем в 16,5 миллионов экземпляров.

До сих пор «Жестянка Лиззи» входит в ТОП-8 авто, которых продали больше всего в мире. И хотя прошёл уже почти век, как архаичную «самобеглую коляску» уже не выпускают, память о том, что можно сделать действительно народный и доступный автомобиль «за пять зарплат», не покидают умы как автоинженеров, так и автолюбителей.