Спорт для хладнокровных?

   
   

В минувшее воскресенье страна отметила день автомобилиста. Накануне праздника мы решили побеседовать с человеком, для которого автоспорт стал частью его самого. Чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам оренбуржец Александр Фролов спортом не занимается, он им живёт.

Молодость победила опыт

- Александр, как в свои 21 вы успели добиться таких успехов?

- В автоспорт я попал почти случайно. С 14 лет занимался мотокроссом, и бросать его не собирался. Но два года назад под вопросом оказалось проведение последнего этапа кубка России по автогонкам (кто станет лидером, было уже понятно, и многие участники решили проигнорировать этап. - Ред.). Друг семьи Андрей Радошнов предложил мне попробовать себя в новом качестве. Мы взяли в аренду «Калину». Нервов соперникам попортил немало, ниже третьего места, если доходил до финиша, не опускался, хотя и грандиозного результата не показал.

- Дебютантам везёт?

- Может быть. Хотя вожу я давно. Сначала рулил, сидя у папы на коленках. Как только стал дотягиваться до педалей (иногда приходилось подкладывать книжки на сиденье), начал ездить сам. Жизнь всей моей семьи связана с автомобильной темой. Машину водит и старшая сестра Оксана, и папа Юрий Александрович, и мама Наталья Михайловна. - Путь к победе в нынешнем сезоне для новичка тоже был «нетернистым»?

- Путь был напряжённым. С первого этапа моим основным конкурентом стал опытный москвич Михаил Ухов. Его, мастера спорта международного класса, считали безоговорочным лидером. Ему 53, машина мощнее. У меня вроде бы не было шансов. Но в каждой гонке мы боролись за первое-второе места. Перед последним этапом я выигрывал пять очков (это при том, что за победу даётся 100 очков, за второе место 86, - Ред.). Весь сезон СМИ спорили, кто победит: опыт или молодость.

- Как «молодости» удалось?

- Перед заключительной гонкой я отставал от Михаила на девять очков. Сумев показать более динамичный старт, пока «не закрылись калитки» (проскочил между машинами соперников), вышел в лидеры и стал задавать тон гонке. Получилось!

- Чтобы побеждать, много тренироваться приходится?

- Тренировок в привычном смысле нет. Чаще всего гонки проходят в воскресенье. Мы выезжаем заранее и проводим несколько стартовых сессий. Когда выступал в двух классах (в национальном на «Калине» и в суперпродакшне на «Хонде». - Ред.), весь уик-энд проводил за рулём. Обычно отведённого времени хватает, чтобы узнать трассу. Но иногда хотелось потренироваться подольше, да всё упирается в деньги.

Максимализм ушёл

- Какая российская трасса Александру Фролову «дороже»?

- Та, что посложнее, на которой «подковырок» больше. Вроде идёшь по ней пешком перед тренировкой, всё понятно. А сядешь в машину (сейчас Саша выступает на Сеате. - Ред.) и понимаешь, что за один поворот руля в намеченную траекторию не вписываешься.

- Как потом себя заставить за руль сесть?

- После занятий мотокроссом это не так страшно. Там падение обычно оборачивается травмой, а тут костюм специальный (45 секунд защищает от открытого огня. - Ред.), на машине - защита. Хотя и в автогонках разное случается: приходилось с трасс вылетать, машины разбивать. Потом перебарываю себя, потому что «болен» техникой.

- Значит пилот и «лежит» под ней сам?

- Пилот знает, из чего машина состоит, но её настройкой занимаются специалисты. Это при техосмотре обычной машины можно на что-то «закрыть глаза», а на спортивной важна каждая мелочь: она должна работать, как швейцарские часы.

- С этими «часами» проще выступать на асфальте или зимой на льду?

- От зимних трековых гонок я получаю меньше удовольствия. Мне ближе длинные кольцевые гонки, которые требуют хладнокровия и вдумчивости. - А стрит-рейсерство удовольствие приносит?

- Когда в 18 получил права, у меня был драйв от гонок по улицам ночного города. Стоит перед тобой «девятка», «ёрзает», а у меня машина, приближённая к спортивной. И чего сосед «упирается»? Поставишь его на место. Но юношеский максимализм быстро ушёл. Я - спортсмен. А спортсмены знают, что такое опасность, травмы, поэтому в обычной жизни ведут себя осторожнее других. На соревнованиях ты осознанно идёшь на риск, в городе гоночные способности могут не спасти. Я, конечно, не представляю, как можно двигаться со скоростью 60 км/час: ПДД, наверное, были придуманы, когда для машин эта скорость была почти предельной. Однако меня трудно вывести настолько, чтобы я вдавил педаль газа в пол. Я хочу домой приехать целым и не корить себя за то, что «полетел», «натворил».

- А другие участники дорожного движения «грубят»?

- Как известно, у нас в России две беды… В Оренбурге есть и лихачи, и «чайники», которым неплохо бы немного подучиться, чтобы не создавать аварийных ситуаций и самим себя обезопасить. Но в целом, мне кажется, водители в нашем городе достаточно вежливы. Те, кто думает иначе, не были, например, в Курске, который напоминает муравейник. Там даже на главной дороге ты можешь быть «второстепенным».

Долгосрочные перспективы

- С мотокроссом окончательно завязано?


- Иногда хочется прокатиться на мотоцикле, но потихоньку, без прыжков вряд ли получится: не удержусь от соблазна. А после двухлетнего перерыва это чревато травмами. Друзья из семьи мотокросса подначивают, но я креплюсь.

- А про членство в семье автогонок уже можно говорить?

- Тут ситуация немного иная. На мотокроссе мы приезжали на трассу куда-нибудь в поле и с неделю жили в палатках. Только на время соревнований становились соперниками, а потом забывали, кто кого ударил на трассе, «подрезал». В автогонках мы - пилоты и команда инженеров, тренеров - не сможем добиться успеха поодиночке, поэтому учимся понимать друг друга с полуслова. Но живём в иных условиях: здесь, оказывается, пилот должен хорошо высыпаться на мягкой кровати в гостинице, а не в спальнике в палатке.

- Что помогает с хорошим настроем выходить на старт?

- Поддержка родных, друзей. Отец всегда со мной: он может себе позволить уехать на выходные. Тогда дома за «старшего» остаётся мама. На этап в Казань приезжала сестра с молодым человеком. Близкие люди вроде как забирают часть нервов. Их приободришь, и сам становишься спокойнее.

- Каков он Александр Фролов через 15-20 лет?

- Счастливый муж, отец двоих сыновей и дочки, - улыбается. - Мне кажется, я уже нашёл свою половинку.

- А в профессиональном плане кем видит себя отец троих детей?

- Сейчас учусь на пятом курсе на транспортном факультете, пишу диплом, связанный с тематикой автоспорта. Буду инженером-механиком. Но я не прочь, если гоночное увлечение перерастёт в нечто большее - в мою профессию.

Смотрите также: