Как сыграем на ЧМ-2018? Кого мы ожидаем увидеть под национальным флагом?

Людмила Максимова / АиФ

К слову, об этом говорят после каждого крупного провала наших спортсменов (что можно отследить по ленте новостей за разные годы). Правда, проходит время, и разговоры утихают. Корреспондент АиФ Оренбург выяснял, решаются ли проблемы.

   
   

Инопланетян не будет

Почти миллион россиян поддержал петицию о роспуске национальной сборной. Они же подписались под предложением авторов документа о развитии детского спорта, конкретно, строительстве стадионов, кортов, открытии детских секций.

Министр спорта РФ Виталий Мутко отреагировал: «Люди сегодня недовольны качеством игры, отсутствием самоотдачи, после этого, конечно, надо формировать будущую сборную, но инопланетяне сюда не прилетят». Это он сказал верно. Ведь какая система, такие и футболисты. А если она не меняется уже десятилетия, кого мы ожидаем увидеть под национальным флагом? Баллотируясь в 2005 году в президенты Российского футбольного союза (РФС), Мутко подытожил: «А ведь без построения пирамиды, в основании которой лежит детский футбол, ничего путного построить мы не сможем. Вы посмотрите, в каких ужасных условиях занимаются наши дети! И спрашивается, как при этой разрухе можно построить четкую, сбалансированную систему подбора игроков для национальной сборной? Все развалено напрочь». С тех пор, прошло 11 лет. Виталий Леонтьевич был президентов РФС с 2005-2009 годы, этой организацией он руководит и последние два годы, и уже восемь лет он министр спорта нашей страны. Еще тогда, в 2005 году он говорил о том, что необходимо упорядочить детско-юношеские соревнования по футболу, «надо создавать профессиональные детские школы при клубах, строить центры межрегиональных объединений, интернаты», строить стадионы. Последним худо-бедно занимались. В городах уложили искусственные газоны. Дети заиграли, секции распирались от количества мальчишек. Но бум прошел. Что дальше?

В прошлом году он заявил: «Мы обладаем всеми возможностями, чтобы поднять футбол в России на новый уровень и стать одним из лидеров мирового футбола. У нас 400 тысяч детей занимается им. Мы ежегодно тратим на развитие детского футбола около двух млрд рублей. Мы строим 60-70 полей ежегодно, строим манежи. В системе работают около 12 тыс. детских тренеров».

Между тем, проблемы никуда не ушли.

Дети не к месту

- Как только в мире стала понятна социальная значимость этого вида спорта, то появились программы развития футбола и стали вкладываться деньги в создание его системы.  Постепенно это стало приносить свои плоды. Опять же, не везде  и не сразу. 
Мы же, выиграв Олимпиаду в 1956 году, кубок Европы в 1960 году и четвертое место на Кубке мира в 1966-м, решили, что у нас все в порядке и можно дальше рассчитывать на то, что  всегда можно «собрать» приличную сборную страны, учитывая 15 республик. Может, так оно и было бы до сих  пор, если бы не «развал» СССР. Выяснилось, что  в России нет  условий для  планомерного и фундаментального развития детского и юношеского футбола. В 90-е не было денег.  В 2000-е нефть стала приносить в страну деньги. Обратили внимание и на футбол, но .... постелили несколько футбольных полей, провели семинары по России (кстати, очень толковые), открыли несколько, так называемых, академий футбола и, практически,  на этом «развитие» остановилось. Систему не выстроили, - рассказывает Евгений Скрицкий, старший тренер ДЮСШ № 8 Оренбурга.

Хорошо, сейчас вроде как в очередной раз осознали необходимость развивать детский футбол. Вопрос только в том, кто будет этим заниматься. Скрицкий больше тридцати лет в этой теме. Однако на его место уже долгие годы никто не стремится. Ставка тренера ДЮСШ около 7-8 тыс. рублей. Завлеките молодых и амбициозных! При этом, речь идет не столько о нехватке тренеров, сколько о недостаточной квалификации. В произведшей фурор Исландии с детьми занимаются только лицензированные тренера.

   
   

- В настоящее время в Оренбургской области футболом занимается 41 618 человек. Данный вид спорта развивается во всех городах и районах области. В Оренбуржье функционирует 42 отделения по футболу, из них 22 отделения в системе управления образования, 18 - в системе спорткомитетов и 2 - в системе профсоюзов, число занимающихся которых составляет 6 802 человека. Из общего числа работающих тренеров в системе ДЮСШ и СДЮШОР учебно-тренировочную работу ведут 204 тренера, в том числе 82 человека являются штатными, высшее физкультурное образование имеют 47 специалистов, среднеспециальное - 4, квалификационные категории имеют 55 специалистов, из них высшую 16, первую - 20, вторую - 19, - сообщили в министерстве физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области.

- Чтобы подготовить игрока способного играть на самом высоком уровне, прежде всего, необходимо обучить тренера, который мог бы не только найти талант, но и построить грамотный тренировочный процесс. Для этого просто высшего образования (учителя физкультуры) недостаточно. В нашей области много спортивных школ, но лицензированные тренеры есть только в Новотроицкой «Носте» и в группе подготовки футбольного клуба «Оренбург», - рассказывает Геннадий Попов, руководитель программы развития молодежного футбола ФК «Оренбург».

Показателен опыт футбольного клуба «Оренбург», вышедшего в высшую лигу: приглашают специалистов в Оренбург проводить курсы, своих тренеров отправляют на стажировки в лучшие центры подготовки молодых футболистов Европы.

- Не думаю, что в настоящее время нет возможностей местными силами организовать методические занятия и обучить всех тренеров. В давние времена для этого находили средства. Институт физкультуры и спорта ОГПУ проводил различные семинары по повышению квалификации тренеров и преподавателей, работающих с детьми. В этом направлении клуб готов оказать содействие в организации обучения на тренерскую лицензию категории «С», - предлагает Геннадий Федорович.

Есть еще существенный нюанс, мешающий качественной работе тренеров. Зарплата в ДЮСШ зависит от количества детей в группе. Чем больше их и старше их возраст, тем больше получают преподаватели. Заниматься с детьми младшего возраста невыгодно. О каком качестве обучения может идти речь? Между тем, в Европе и во многих ведущих академиях России в младшие группы набирают до 12 детей, и с ними занимается два тренера. В наших ДЮСШ у педагогов в группах по 30-50 человек.

Без системы

- У нас ДЮСШ, группы подготовки, интернаты порознь. В чем суть системы: каждый, кто пришел в нее, должен понимать, что он ее механизм, и у него есть путь. Ребенок, который родился в деревне, может, талантливее всех на свете, но у него практически нет возможности это доказать. А мы говорим, что у нас большая страна и легко предлагаем собрать из нее 11 человек для сборной! - говорит Евгений Скрицкий. - Шесть лет назад, когда избирался президент РФС, среди кандидатов был Алишер Аминов, который выступал с нелозунговой программой: он предлагал в каждом субъекте Федерации открыть равноправные футбольные центры. У всех детей были бы, по сути, равные возможности, неважно, родился ты в Москве или на краю страны. В итоге, самые талантливые могли бы пробиться в сборную. К сожалению, кандидатуру не утвердили. Программу создавать и реализовывать нужно много лет. А мы хотим всего и сразу. Конечно, проще купить, чем создать.

Основной проблемой в Оренбургской области является отсутствие единой вертикальной системы в футболе. В некоторых регионах она выстроена. К примеру, в Краснодаре есть профессиональная команда. Клуб открыл 26 филиалов по всему краю. Тренеры имеют достойное жалованье. Они занимаются отбором спортсменов по всему региону, самые перспективные из них затем переходят в основные группы академии. Некоторые футбольные академии поступают иначе. Начинают отбирать ребят из других субъектов. Одно время из группы подготовки ФК «Оренбург» лучших ребят перетягивали в Тольяттинскую Академию имени Юрия Коноплева. Только недавно удалось остановить этот отток. Во-первых, качественно повысился уровень тренировочного процесса, во-вторых, постоянно улучшаются условия для проведения тренировок, клуб стремится обеспечить учащихся групп всем необходимым оборудованием и инвентарем.

- Должна выстроиться структура, но, прежде, должен появиться ее координатор. Если министерство спорта области совместно с областным футбольным союзом выступит с такой инициативой, мы (ФК «Оренбург») включимся в эту работу, оказывая практическую и методическую помощь тренерскому составу филиалов. В свое время Оренбургский футбольный союз разрабатывал программу по развитию футбола и предлагал открывать филиалы в городах области на базе «Носты» и «Газовика», чтобы пополнять эти команды своими футболистами. Но эта инициатива не получила поддержку. Это было бы намного экономичней, чем за огромные деньги покупать иногороднего футболиста. Сейчас мы за бывших наших воспитанников, проучившихся некоторое время в академиях других регионов и вернувшихся к нам, вынуждены платить деньги. Если бы они у нас обучались, нам не пришлось бы их покупать. Нужен координатор. Необязательно вкладывать в эту структуру большие деньги, нужно хотя бы организовать то, что уже есть, - считает Попов. - Тренер должен быть заинтересован работать на оренбургский футбол.

Если не получается открывать центры подготовки и интернаты, можно развивать работу со спецклассами. Кстати, этим занимается ФК «Оренбург».

- Больше 30 лет назад мы создали такой. Из 30 человек вышло 12 футболистов, которые играли в командах страны второй и первой лиги, из них же вышли и тренеры, - вспоминает Михаил Кузнецов, исполнительный директор общественной организации «Оренбургский областной футбольный союз» (филиал РФС). - Сейчас, если даже два-три футболиста выйдет из спецкласса, то хорошо.

Почему еще необходима единая система детского футбола? Футбольные секции при ДЮСШ прямо зависят от бюджетов муниципалитетов.

- В Советском Союзе какая никакая, но все-таки была система. Была структура соревнований и структура ДЮСШ, которая позволяла всем детям, проявить себя на определенном уровне, через «Кожаный мяч», через ДЮСШ, через интернаты, - вспоминает Скрицкий. - И такая возможность должна быть у каждого ребенка.

Талантливого футболиста можно заметить на первенствах области. Однако местные команды участвуют в зональных соревнованиях, а на областные немало из них уже не может выехать. К примеру, сейчас довольно слаженно выступает Сорочинская школа. Но команде город просто не выделяет автобус, чтобы выехать на областные соревнования, сами заказать транспорт они не в силах. Между тем, в «Оренбургском футбольном союзе» отметили, что эта школа могла бы дать несколько сильных футболистов для оренбургских профессиональных клубов, если ей заниматься. Футболисты должны конкурировать между собой, набираться мастерства и закреплять в игре свои навыки. В областном союзе рассказали о практике в некоторых муниципалитетах:

- Когда к местному руководителю в очередной раз пришли местные тренеры за помощью, он им ответил: если еще раз придете и заговорите про футбол, с работы вас уволю. Люди приходят от всего сердца заинтересованные, хотят заниматься, а их обещают разогнать, - прокомментировал Михаил Кузнецов.

Почему бы, на самом деле, министерству спорта не спонсировать проведение областных первенств? В других регионах, чтобы участвовать в крупных соревнованиях, нужно оплатить только проезд - питание и проживание игроку обеспечат. Специалисты не понимают, почему область тратит большие суммы на популяризацию спорта, но не вкладывается в развитие профессионального мастерства спортсменов.

А есть еще такой момент в нашей стране: на местах деньги вливают в тот вид спорта, которым занимается ребенок, к примеру, главы города.

Будем ли как дома?

Михаил Кузнецов уверен, что, если мы хотим побороться на футбольной арене, прежде всего, необходимо повышать общефизическую подготовку граждан. По его мнению, ребенок должен быть способен начать заняться любым видом спорта. Каждый должен быть на счету, как в той же Исландии. Также Михаил Владимирович указывает на необходимость обновления материальной базы. Было бы неплохо возродить при управляющих компаниях дворовые команды и ввести ставку инструкторов, как это было в советские годы: футбол - это дворовая, а не элитная игра. Когда у нас заиграют все и на уровне, тогда, возможно, дело сдвинется с места.

Возможно, послушав информационный шум о развитии детского футбола после ЧЕ, кто-то скажет, что в стране слишком поздно спохватились. Но спохватились ли, действительно? Неужели пересуды чиновников на высшем уровне перейдут в дела? В любом случае, вряд ли в ближайшее время им удастся что-то изменить.

До Чемпионата мира остается два года. Будем ли мы на нем чувствовать себя как дома?

Смотрите также: