Война и тыл связаны неразрывно. Люди работали, чтобы обеспечить фронт оружием, продовольствием, одеждой, лекарствами. Оренбуржье, находясь в глубоком тылу, принимало составы с ранеными, эвакуированные заводы и фабрики, которые устанавливались и начинали выпускать продукцию за невообразимо короткие сроки.
Но есть в героической истории нашей области страницы, о которых мало кто знает. О них в своей монографии «Животноводство на Южном Урале в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» рассказывают ее авторы профессор, доктор исторических наук Алла Фёдорова и кандидат исторических наук Рустам Бахтияров.
Вакцина из лошадиной крови
Животноводы на Южном Урале сделали, пожалуй, не меньше, чем те, кто стоял у станка, выпускающего снаряды. За годы войны государству было сдало 120 тысяч тонн мяса, 168 тысяч тонн молочной продукции, 66 млн яиц, 4 800 тонн шерсти. В нашем степном крае накануне войны было широко развито коневодство и овцеводство.
«Хозяйства Чкаловской области дали фронту не менее 31 тысячи лошадей, которых использовали для нужд военного строительства и как гужевой транспорт. Однако, коневодство выполняло не только традиционные функции, оно стало важнейшим источником развития советской медицины»,- рассказал Рустам Бахтияров.
В военное время в Чкалове работало три института эпидемиологии и микробиологии. Смоленский, Чкаловский и Украинский институт имени И.И. Мечникова. Чкаловский институт в 1941 году на иммунизацию поставил 460 лошадей. Специальный конный завод - один из трёх в Чкаловской области - передали для производства вакцины, используемой для профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Бактерицидные препараты спасали жизнь бойцам Красной армии и гражданскому населению.
Люди спасали животных, отдавая последние силы. По данным архивов, за 1941-1942 годы в область было эвакуировано около 55 тысяч голов. Скот поступал изнуренным, больным и даже раненным, его приходилось лечить и откармливать. За три года оренбуржцы вернули в освобождённые районы более 110 тысяч голов. Стада и табуны сопровождали специальные бригады, в которые входили бригадир, доярки, пастухи, ветеринары, зоотехники. Приходилось преодолевать территории, на которые было много минных полей.
Свою лепту в общее дело внёс Чкаловский сельскохозяйственный институт имени А.А. Андреева. В январе 1945 года он выделил для учебных заведений освобождённых районов 250 голов племенного скота - 10% от того, что имело само учреждение.
Лыжная мазь из воска
В книге отражены также факты о пчеловодстве, которое давало сырье для сорока отраслей промышленности. Компоненты мёда и воска использовались в изготовлении авиационной техники, оптических приборов, электротехники, а также в литье, изоляции, фармакологии. Воск применяли при производстве танков, артиллерийских орудий, парашютно-десантного имущества, лыжной мази.
Алла Федорова рассказала, что летом 1943 года пчеловоды шести колхозов Бугурусланского района Г.К. Соколов, Ф.А. Лаврушин, Д.П. Полфунтиков, А.С. Инютин, И.Я. Шестернин и Ф.П. Хоменко собрали деньги, приобрели дальний бомбардировщик и дали ему название «Бугурусланский пчеловод». Этот самолёт передали нашему земляку лейтенанту А.Н. Дятлову. На нём он отправился на Ленинградский фронт и воевал до конца войны, бомбил Берлин.
Не обошли авторы монографии и рыболовство. Почти четыре тысячи тонн рыбы, выловленной в Урале и озёрах, пошли на питание воинских частей, расквартированных в тылу и готовившихся к отправке на фронт. Рыбаки Чкаловской области снабжали продукцией военную академию и зенитное училище.
Лучшие тракторы, комбайны и машины отправлялись на фронт. Оставшаяся техника нуждалась в постоянном ремонте. Часто приходилось использовать крупный рогатый скот, который надо было приучать к боронам и сеялкам. К 1943 году в колхозах тыловых районов рабочий скот выполнял почти половину пахотных, 70% посевных и 80% уборочных работ. Управляли коровами и быками женщины и дети.
Газета «Чкаловская коммуна» писала, как в марте 1944 года В.Г. Столповскому в сельхозартели Река Дёма Шарлыкского района пришлось дубинкой отбиваться от волков, которые проникли в овчарню.
На презентации книги присутствовали ученые, студенты, архивисты, музейщики, библиотекари. В обсуждении монографии приняли участие профессора педагогического и аграрного университетов и дали высокую оценку работе ученых. Книга займёт достойное место в ряду тех изданий, что хранят историю сурового военного времени нашего края.