В Оренбурге может начаться передел ЖКХ

АиФ. Фото автора

 Именно туда местные власти предполагают передавать «проблемные» дома, чьи жители постоянно пишут жалобы на работу своих коммунальщиков.

   
   
Эта новость, озвученная на прошлой неделе главой администрации Оренбурга Евгением  Араповым, осталась почти незамеченной в информационных лентах местных СМИ. Между тем создание новой коммунальной управляющей структуры грозит новыми конфликтами и судебными тяжбами, которые уже сотрясали областной центр три года назад.

Откапывай «топор войны»?

В памяти жителей 18, 19 и 20 микрорайонов Северо-восточного жилого района ещё свежи воспоминания о настоящих «звёздных войнах», которые здесь шли между ТСЖ и управляющими компаниями в течение 2009-2010 годов. Тогда за право собирать деньги с жителей и обслуживать их жилища сражались УК «Звёздный городок», «Северо-восточная», «Оренбургская», ТСЖ «Звёздный», «Октава», «Айсберг» и ещё ряд организаций. Собрания жильцов проводились чуть ли не по два раза на дню, сосед до хрипоты спорил с соседом, сантехники одной компании врезали замки в подвалы, а на следующий день из срезали слесаря другой. Люди получали под две (а то и по три) коммунальные квитанции и реально не знали, кому платить.Пару раз, дабы утихомирить бунтующие стороны, дело доходило даже до вызова полиции. Но, к счастью, обошлось без жертв… Путём судебных «утрясок» и взаимных договорённостей многоквартирный фонд худо-бедно был распределён между жилищными организациями. С 2011 года наступило относительное затишье, а люди наконец-то смогли вздохнуть спокойно.

Но появление нового - муницпального - игрока на рынке услуг ЖКХ может разрушить хрупкое равновесие. Ведь отдавать «за здорово живёшь» свои дома нынешние УК не торопятся.

«Где деньги, Зин?»

- Услуги ЖКХ - это крупный рынок с миллиардным оборотом, отдавать его просто так, по «указке» чиновников никто не будет, - уверена Светлана КОЧНЕВА, юрист по вопросам ЖКХ. - Да и сам процесс «передачи» дома - это же фикция! Люди сначала должны составить реестр собственников, потом провести собрание, и если большинство - «за», то только после этого заключаются договоры с новой управляющей организацией.

Реалии же таковы, что совсем без нарушений провести легитимное собрание на доме практически невозможно. Очень трудно собрать собственников, с каждого из них - копию свидетельства, правильно заполненный протокол, данные реестра. А если дом на 300-400 квартир? А если половина жилья - сдаётся внаём? Задача проведения собрания становится и вовсе невыполнимой. Следовательно, у прежней УК, которая обслуживала дом, есть возможность обратится в суд и оспорить все «потуги» новой компании. В переводе на доступный язык это означает длительный коммунальный конфликт, ведь суды подобные споры рассматривают годами!

Есть и ещё один «скользкий» момент, о котором говорит Николай ВОРОНЯНСКИЙ, председатель ТСЖ «Газовик»:

   
   

- Хорошо, допустим хочет муниципалитет «отнять» дом и передать его в новую казённую компанию. Но мы, к примеру, вложили туда деньги, сделали ремонт кровли, заделали швы - и жителям дома ещё только предстоит рассчитаться за эти работы. Если бы ситуация была стабильна, мы вычитали бы эти суммы из квартплаты. А если дом начинает обслуживать другая организация, то естественно, мы вправе требовать единомоментно погасить все долги, то есть жителям придётся сразу собрать значительную сумму. Захотят ли люди пойти на такое? А главное, захочет ли власть услышать их желания? Или опять, в приказном порядке, всех начнут собирать на собрания и заставлять голосовать так, как удобно чиновникам, а не простым оренбуржцам?

Кстати

Парадоксально, но в своё время городские власти добровольно устранились от управления жилым фондом, отказавшись создавать муниципальные управляющие компании и фактически отдав всё коммерсантам в частные руки. Хотя наши соседи, например, Казань, Челябинск или Самара до 70% жилого фонда оставили на обслуживании именно в подконтрольных администрациям УК и лишь треть отдав «на откуп» частникам. Теперь мы расхлёбываем последствия собственной щедрости: добровольно отдавать куш в миллиард рублей не захочет ни один коммерсант. 

Смотрите также: