А насколько сегодня готовы рядовые оренбуржцы и представители власти к действиям в условиях ЧП? Сможет ли область оперативно и, главное, эффективно отреагировать на вызовы природы или техногенные происшествия? В свете недавнего события с падением метеорита в Челябинске (который, кстати, наблюдали и оренбуржцы) всё это перестаёт быть голой теорией…
Неприкосновенный запас
- АиФ Оренбург: Юрий Павлович, самый главный вопрос, который волнует наших читателей: готова ли наша область достойно отреагировать в случае возникновения крупного чрезвычайного происшествия?
- Юрий Машков: Я бы, конечно, очень бы хотел, чтоб шанса на практике проверить эту готовность у нас никогда не было. Хотя не буду скрывать - техногенных рисков у нас, конечно, хватает. Это и опасные производства, расположенные вблизи крупных населённых пунктов, и загруженные транспортные магистрали… Однако нужно понимать что мы, как Центр медицины катастроф, занимаемся сбором информацией, анализом и организацией проведения защитных мер именно в плане охраны здоровья и жизни человека. Общее же руководство, развёртывание спасательных штабов, организацию эвакуации - это в большей степени задача органов МЧС. И если говорить о службе медицины катастроф в целом и Центре медицины катастроф в частности (штаб Службы), то мы осуществляем медико-санитарное обеспечение в комплексе мероприятий направленных на предупреждение или ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
- АиФ Оренбург: То есть в области и «неприкосновенный запас» на случай ЧП имеется, и маршруты вывоза людей?
- Ю.М.: Конечно. Мы на уровне области имеем запас медикаментов и всего необходимого для госпитализации и оказания медицинской помощи 500 возможным пациентам. Он постоянно пополняется и обновляется. При этом на уровне муниципалитетов так же формируется такой резерв - на 50 пострадавших. Что же касается маршрутов эвакуации, то тут не всё так просто… Раньше, в советские времена, когда предприятия, санатории, загородные базы были в государственной собственности, была отлажена жёсткая система: куда, кто и на чём должен в случае ЧП вывозить население, раненых… Вот как пример: в Оренбурге для пассажирских автобусов ЛиАЗ автоколонны 1825 имелись специальные устройства для крепления носилок в салоне. И у технического персонала были инструкции - как их быстро установить, как действовать в тех или иных случаях, куда двигаться и кому подчиняться. Теперь частнику» так приказать уже нельзя… Это, конечно, минус. Единой системы в прежнем - «советском» - её виде уже не существует. Но взамен идут новые формы помощи при ЧП…
Медик по совместительству
- АиФ Оренбург: Какие?
- Ю.М.: В первую очередь это подготовка так называемых парамедиков, то есть обучение базовым принципам реанимации и медпомощи людей немедицинских специальностей: водителей, полицейских, пожарных, педагогов и т.д….Это очень важно: каждый пятый в аварии на дорогах у нас погибает потому, что ему просто не сумели оказать элементарную помощь: остановить кровотечение, придать определенное положение, провести первичный реанимационный комплекс и т.д… И если бы водители обладали такими знаниями, люди могли бы выжить.
В Европе и США система подготовки парамедиков даёт хороший результат. Более того, людей стимулируют проходить такие курсы, особенно в отдалённой, сельской местности, куда пожарным, «Скорой помощи» добраться сложно. И если ты владеешь базовыми знаниями, можешь оказывать помощь - получаешь, к примеру, налоговые льготы. Но взамен вся сельская округа знает твой номер телефона и в случае ЧП звонит тебе, ты на время становишься главным организатором спасательных, и в том числе реанимационных мероприятий, до прибытия врачей - профессионалов.
Реанимация XXI века
- АиФ Оренбург: Но разве возможно доверять жизнь человека непрофессионалу?
- Ю.М.: Мы живём в XXI веке, и прогресс далеко шагнул вперёд со времён советских брошюрок по гражданской обороне, помните, где описывались принципы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Современные нормы реанимации серьёзно изменились, меняется и медицинская техника. Как пример - мы принимаем участие в подготовке экипажей авиалиний по предмету «Первая помощь» и в том числе к работе с автоматическим наружным дефибриллятором. Помните, в фильмах - прикладывают врачи к груди такие «утюги» с проводами, нажимают кнопку «Разряд» - и остановившееся сердце вновь «запускается»? Современные дефибрилляторы - устройства, чуть больше обычной аптечки, мгновенно готовы к работе после открытия крышки, микропроцессор запускает речевые команды: как и куда прикрепить эластичные электроды.… Аппарат сам оценит состояние больного, снимет и обработает кардиограмму, выберет нужную силу разряда и сам же его выполнит через эти же электроды. И даже если разряд не нужен, речевые команды прибора будут помогать реаниматору увереннее выполнять адекватные действия. В задачу парамедика не входит определять диагноз. Его цель - не растеряться и уметь оказывать помощь, опираясь на внешние признаки тех или иных повреждений (заболеваний). Автоматический дефибриллятор позволяет парамедику более эффективно бороться за жизнь пострадавшего до прибытия «Скорой». И лично я считаю такой подход вполне разумным и перспективным.
- АиФ Оренбург: Области хватает современных средств реанимации?
- Ю.М.: Средств хватает. Есть у нас и современные манекены-тренажёры, на которых можно отработать медицинские навыки первой помощи. А вот людей, которые готовы были учиться и взять на себя ответственность в случае ЧП - немного... Законом определены категории тех профессий, чьи представители обязаны проходить обучение и поддерживать эти навыки. Но далеко не всегда закон этот выполняется. В частности, не все сотрудники полиции считают необходимостью для себя владение навыкам первой помощи. Мол, врачи должны лечить, а полиция - следить за порядком. Я считаю, что это неправильно. Такое отношение может стоить кому-то жизни. И только мобилизация всех сил, понимание, что в случае беды не может быть разделения на «твоё» и «моё» позволит противостоять катаклизмам. Но повторюсь - лучше бы, конечно, никогда не проверять это на практике…
Смотрите также:
- Тут густо, а там пусто. В Оренбуржье остро не хватает участковых врачей →
- «Моя-твоя не понимай?». Без русского языка мигранты не смогут работать →
- Поток «кровавых» новостей может загнать человека в депрессию →