В самом центре Оренбурга, в трёх сотнях метров от набережной Урала расположен уникальный дом. Кроме того, что построен он был сто лет назад и представляет собой историческую ценность, печально знаменито это строение ещё и тем, что фактически имеет аж четыре адреса - и при этом почти полностью забыто коммунальщиками.
Местная жительница Анна Матева до сих пор путается: согласно официальным документам, живёт она по адресу: переулок Архивный, 3. Её сосед, через стенку, впрочем, проживает по переулку Южному, 6. А на городских картах этот же самый дом обозначается и как Южный, 6/1 и как Архивный, 1. Какой из этих четырёх адресов правильный - непонятно, но в итоге путаница с номерами и переулками оборачивается бардаком и в сфере ЖКХ.
Ты чьих будешь?
По российским законам каждый многоквартирный дом должен выбрать способ управления: ТСЖ, управляющая компаний или «самообслуживание». Дом на Архивном вот уже третий год подряд получает квартплатные квитанции от «Оренбургской управляющей компании», но самих коммунальщиков там не видят уже вторую зиму.
- Каждый месяц мне выставляют счёт: за воду, за вывоз мусора, за текущий ремонт и обслуживание, - рассказывает Анна Матеева. - По первым двум пунктам у меня возражений нет: воду используем, мусор выбрасываем. Но вот третий пункт для меня совершеннейшая загадка. Как указано в документах управляющей компании, в «содержание» включается уборка территории и мест общего пользования, зимой - чистка снега и льда. Плюс мелкие ремонты, устранение течей и так далее… Беда, однако, в том, что два года у нас нет ни дворника, ни слесаря! Сами убираем небольшой дворик и лестничные клетки, сами меняем лампочки и краны. Даже отопление себе запускаем самостоятельно! Как услышим с соседом по телевизору, что в городе начался отопительный сезон - идём с вёдрами наверх и спускаем воздух и холодную воду из батарей. В прошлую зиму 40 вёдер с соседом слили, пока «тёпленькая пошла»…
Всего в доме проживает девять семей. И каждой приходит счёт за вышеперечисленные «услуги» ЖКХ. Правда, сама Анна Матева уже год принципиально вычёривает в квитанциях строчку «обслуживание и ремонт»: накопился уже немаленький долг плюс пеня. Судом, правда, ей пока никто не грозил, но тем не менее по базам системы «Город» она проходит злостной должницей. В то же время другие семьи на конфликт с коммунальщиками не идут и все платежи стараются оплачивают в срок, не вникая в суть выставляемого счёта.
Неприкасаемый фонд
Несуществующие услуги - это ещё полбеды. Дом по переулку Южному ещё и находится в плачевном техническом состоянии. Последний серьёзный ремонт был 11 лет назад, да и тот выполнен лишь частично, не затрагивая капитальных несущих конструкций.
Любопытно, что сами представители управляющей компании не отрицают, что «многоадресные» жители обслуживаются у них. Вот только с ремонтами и дворниками помочь не могут:
- Этот дом у нас числится как двухлитерный объект, с адресами Южный, 6/Архивный, 1, - рассказывает представитель коммунального предприятия Дарья БЕЛИКОВА. - О проблемах его мы знаем, но трудность в том, что этот жилой фонд относится к категории памятников истории и архитектуры начала прошлого века. А раз так, то ремонтировать его мы не можем, для этого нужно приглашать реставраторов по согласованию с Министерством культуры! Не вправе мы воспользоваться и 185-м законом, позволяющим расселять людей из ветхого фонда. Раз дом расселяют, то его нужно снести - это непременное условие. А кто ж его снесёт, когда он - памятник!
Сам себе коммунальщик
Что же касается начисления платы за несуществующие услуги, представители ЖКХ частично согласились с претензиями жителей:
- К сожалению, это беда всех домов, где численность квартир невелика. За прошлый год мы начислили дому 50 тысяч рублей по статьям «Содержание и текущий ремонт». Реально эти деньги ушли на оплату банковских и агентских комиссий, на аварийную службу, управленческие расходы… Сами посудите: содержание «аварийки», требует затрат каждый месяц, хотя, возможно, у вас в доме не произойдёт за год и ни одного порыва.
Единственным способом снизить расходы является отказ от услуг УК. Для этого большинство собственников должны провести собрание и принять решение: перейти к непосредственному управлению домом. Это заявление нужно отнести в офис коммунальной компании, и со следующего месяца квитанции от неё приходить перестанут.
Однако нужно понимать, что теперь судьба дома - целиком в руках жителей. Им самим нужно заключать договор на аварийное обслуживание, чинить электрику, спускать воду и получать паспорта готовности к зиме. Впрочем, по словам Анны и её соседей, за два года они научились всё это делать не хуже профессиональных сантехников. А если город не поможет с выделением средств на восстановление своего исторического наследия, то придётся заодно осваивать профессию реставратора. Жить-то где-то надо!
Смотрите также:
- Стена раздора. В Оренбурге аварийное общежитие ОГАУ грозит обрушением →
- Юрий Мищеряков: «Проблемы парковок, ЖКХ и дорог решим только сообща» →
- В Оренбурге может начаться передел ЖКХ →