Наследие с «душком»Что мы знаем об улицах, на которых живём?

   
   

Накануне 7 ноября аифовцы провели экскурсию по Оренбургу и обнаружили, что топонимически (топонимика - учение о географических названиях) город хранит немало следов советского прошлого.

Наступления на царские названия начались в областном центре через несколько лет после Октябрьской революции: в первое время после свержения царя важнее было другое - удержать власть.

Борьба с «буржуазным»

Лавинообразным процесс переименований стал в 1920-х.

- «Топонимические перевороты», - считает студент-историк Игорь Николаев из Оренбурга, - были призваны «заклеймить» тёмное прошлое и утвердить новое светлое настоящее. Советская власть «играла» на подозрительности людей ко всему «бывшему».

В результате кое-где явно перегибали палку. Наряду с отрицанием так называемых «религиозных» названий, «в опалу» попадали и политически нейтральные. Обоим на смену пришли наименования с новой социально-классовой окраской. Так, Каргалинская и Преображенская улицы объединились в Комсомольскую, переулок Задунайский превратился в улицу Красного Казачества, ещё несколько центральных «артерий города» слились под общим названием - улица Пролетарская. Карский переулок стал улицей КИМа (в честь коммунистического интернационала молодёжи).

Послеоктябрьские десятилетия привели к утрате многих исторически ценных названий: исчез Кадетский проезд (ныне проезд Коммунаров). Сначала не стало старейшего военного учебного заведения края, открытого по инициативе первого оренбургского губернатора Ивана Неплюева (в 1919 году его эвакуировали в Иркутск, где вскоре переименовали в трудовую школу), а потом «растворился» и топоним, напоминавший о нём.

Перестали существовать улицы Новосельская (Коминтерна), напоминавшая о церкви Никольская (Коммуны), Большой Дворянский переулок (Матросский), Лесная (Октябрьская).

Герои или палачи?

Тогда же в период становления советской власти в большом количестве начали увековечиваться имена героев и жертв революционной борьбы. Требовалось усиление оборонной мощи страны и укрепление национального самосознания.

- Только герои нередко оказывались палачами: за идею они без счёта и жалости изводили врагов нового строя, а также мирное население, попадавшее под «горячую руку», - пояснил житель улицы Кирова Виктор Федотов. - Я когда заинтересовался историей своей улицы, много необычных фактов узнал. Не знаю, почему «Кооперативная улица» показалась «несоветской». Только Сергея Кирова трудно назвать советским героем: он призывал «карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения» и являлся одним из инициаторов погрома учёных Российской Академии наук.

Сегодня мало кто задумывается, что слово председателя Оренбургского Военно-революционного комитета Самуила Цвиллинга, имя которого носит одна из центральных улиц областного центра, стоило жизни сотням казаков, не пожелавшим примкнуть к «красному движению». Или что при переименовании улицы Троицкой выбор пал на Петра Кобозева, чрезвычайного и непримиримого комиссара по борьбе с дутовщиной в Оренбуржье, а бывшая Екатеринбургская увековечила имя оренбургского комиссара военно-народной охраны, одного из первых комиссаров городской милиции Ивана Лобова. Будучи туберкулёзником, он с болезненной ненавистью относился к окружающим.

Слава - преступникам?

Крупные большевистские фигуры удостаивались прижизненной мемориализации в единичных случаях. Так произошло с Михаилом Калининым, дважды посещавшим Оренбург. Улица с именем человека, который подписывал указы о массовых репрессиях и «славился» среди современников своей любовью к балеринам Большого театра и жёнам комиссаров, появилась в Красном городке ещё в 1926 году.

Другие «герои» новой России добились «почитания» в Оренбурге много позже. Так, переулок, названный именем известного красного командира Василия Чапаева, погибшего в водах Урала, был переименован в улицу Котовского только в 1940 году. Герою гражданской войны Григорию Котовскому не помешал даже общеизвестный факт: до превращения в «пламенного революционера» он почти пятнадцать лет был бандитом.

В 1940-х появилась улица Орджоникидзе, всего за десять с хвостиком лет до этого переименованная во Всесоюзную: потребовалось увековечить имя человека, сумевшего мобилизовать все силы для строительства советской индустрии, за появление которой, правда, страна расплатилась большими людскими потерями и нерациональным использованием сырья.

В 1977 году улицу Юбилейную «повысили» до проспекта Дзержинского. Поляк по происхождению, создавший карательную и устрашающую разведслужбу, по завершении «красного террора» 20-х годов признался: «Я мечтал о шапке-невидимке и об уничтожении всех москалей (т.е. русских. - Ред.)».

В ТЕМУ

Новый этап переименования в Оренбурге наметился в пору брежневского застоя. В городе начали появляться топонимы, посвящённые памятным советским датам: в Восточном посёлке - садик 50-летия ВЛКСМ и улица 60 лет Октября, в Степном - парк 50-летия СССР и микрорайон 70-летия ВЛКСМ, в Хлебном городке - парк 60-летия ВЛКСМ.

 

Смотрите также: