5 января в Италии на свет появился человек, чьи регалии и достижения можно перечислять долго: философ, ученый, писатель, публицист, литературный критик, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры и автор книги, в экранизации которой отказал самому Стэнли Кубрику. 85 лет назад родился неподражаемый Умберто Эко. Корреспондент АиФ в Оренбурге вспоминает, чем нам запомнился Эко, почивший 19 февраля 2016 года.
Философ, писатель, атеист
Будущий автор романов и множества научных и публицистических книг родился в Алессандрии – небольшом городке в Пьемонте, недалеко от Турина. Его отец, участник трех войн, трудился на должности скромного бухгалтера. События Второй мировой войны вынудили мать Умберто Джованну перебраться с сыном в маленькую деревушку в горах Пьемонта.
Дед будущего писателя был подкидышем и, как было принято в те времена в Италии, ему присвоили фамилию-аббревиатуру от Ех Caelis Oblatus, что означало «дарованный небесами». Тот факт, что отец Умберто был одним из 13 детей в своей семье, объясняли его мечты о получении сыном хорошего юридического образования. Однако юноша поступил в Туринский университет, чтобы изучать философию и литературу Средних веков, и окончил его в 1954 году бакалавром философии. Для исследования в своей дипломной работе студент Эко выбрал тему жизни средневекового религиозного философа Фомы Аквинского. Но, несмотря на это, годы, проведенные в стенах университета, сделали Эко атеистом и заставили покинуть католическую церковь.
Работая на телевидении и обозревателем крупнейшей итальянской газеты L’Espresso, Умберто Эко успевал преподавать эстетику и теорию культуры в университетах Турина, Милана и Флоренции. Кроме того, он выступал со своими лекциями буквально по всему миру.
Пытливому и жадному до знаний уму Эко были интересны многие области: философия, искусство, медиевистика, семиотика… Его отличала особенная плодовитость: он писал на итальянском и английском языках и на протяжении всей своей научной карьеры затрагивал массу вопросов. Одной из центральных была тема взаимоотношения автора и читателя и, вообще, роли читателя.
Одна из ранних работ Эко - «Открытое произведение», написанная в 1962 году, оказала сильное влияние на дальнейшее развитие наук о культуре второй половины XX века. Автор выдвинул идею о том, что произведения культуры незавершенны и открыты для различных интерпретаций. Автор рассматривает и разбирает феномен «открытого произведения», то есть произведения, где творческий исполнитель не просто предлагает определенную трактовку, а становится реальным соавтором.
Долгое время Эко занимался исследованием различных форм культуры – от высокой до массовой. Свой научный взор он обращает, как на классических героев Дюма, так и на Джеймса Бонда и Супермена. Вопросы и проблематика интерпретации текстов и роли читателя волновали Эко на протяжении многих лет. С 1970-х годов он публикует несколько работ по теме интерпретаций, среди которых «Роль читателя», «Границы интерпретации», «Кант и утконос» и другие. Помимо научных трудов перу Умберто Эко принадлежат и несколько детских книг.
Почему не смеется дьявол?
Своего рода продолжениями научных работ писателя являются его романы. Сейчас отечественному читателю доступны многие переводы Эко, в том числе и его исследовательских текстов. В России самым известным произведением итальянца стал роман «Имя розы», который многие ставят в один ряд с «ароматным» произведением Патрика Зюскинда о парфюмере-убийце. К слову, и тот, и другой роман до сих пор считаются неэкранизируемыми, несмотря на имеющиеся попытки режиссеров перенести события книг на киноленту. Свой философский детектив Эко написал в 1980 году, а спустя три года создал небольшую книгу «Заметки на полях «Имени розы»». В ней он раскрывает читателю некоторые секреты написания романа и, заодно, вновь, как на страницах своих научных трудов, рассуждает о взаимоотношениях Читателя, Автора и Произведения в литературе.
Создав «Имя розы», Эко буквально вызвал лавину, породившую целую вереницу исторических детективов. Вслед за ним за перо уселись многие авторы, в том числе и Дэн Браун, нашумевший своим «Кодом Да Винчи». Славу «Кода» литературные критики пророчили и роману Элизабет Костовой «Историк», где героиня, изучая историю Дракулы, как реальной исторической личности и, как легендарного вампира, начинает подозревать, что тот жив и здравствует до сих пор.
До Эко о средневековом смехе писали многие: отечественный литературовед, культуролог и ученый-медиевист Арон Гуревич, академики Бахтин и Лихачев, то только итальянец столкнул веру и смех лбами. Ни Иисус, ни Дьявол не смеялись. «Дьявол — это не победа плоти. Дьявол — это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что он всегда знает, куда бы ни шел — он всегда приходит туда, откуда вышел».
Роман «Пражское кладбище», вышедший из-под пера Эко в 2010 году можно смело назвать разрушителем мифов. Книга утверждает, что современный антисемитизм порожден беллетристикой! Именно «Протоколы сионских мудрецов» «надоумили» Гитлера уничтожать евреев и спровоцировали многие другие преступления, совершенные в разные времена. В интригу была втянута даже Россия, где полный текст, содержащий 24 протокола, был напечатан в 1905 году. К слову, в современной России до сих пор можно сыскать отдельных граждан, которые свято верят в подлинность этого литературного фейка. В статье «Синагога Сатаны и «Протоколы сионских мудрецов», вышедшей в 1992 году, автор «Пражского кладбища» пишет о романе немца Германа Гедше «Биарриц» 1868 года. Сам Гедше скрывается под псевдонимом Джон Рэдклифф. В его произведении двенадцать представителей колен Израилевых встречаются ночью на пражском кладбище и решают захватить власть во всем мире. Подобную сцену, но без участия евреев, можно прочитать в романе 1846 года «Жозеф Бальзамо» Дюма-отца. Спустя некоторое время фрагмент из романа Гедше начинает распространяться под видом подлинного документа, якобы попавшего в руки к английскому дипломату Рэдклиффу. Чуть позже текст становится первоосновой, на которой вырастают «Протоколы сионских мудрецов». В них подробно повествуется о том, какая судьба уготована всему человечеству. Наполняя свой роман исследованиями книг XIX века, из которых были «надерганы» сведения для «Протоколов», Умберто Эко раскрывает тайну одного из известнейших фальсификатов.
Рассказывать обо всех книгах и трудах этого поистине уникального писателя и публициста можно бесконечно. Нашему читателю гораздо проще будет прикупить себе парочку изданий (да-да, именно прикупить, ведь такие произведения надо читать в «бумаге») и самому окунуться в миры Умберто Эко. Кроме этого, вы сможете найти, по меньшей мере, шесть книг, которые стоит дать почитать своим детям. А если ваше чадо упорно отказывается читать, ссылаясь на то, что будущее не за книгами, то обязательно вложите ему в руки произведение «Не надейтесь избавиться от книг!».
Народное мнение
Мы решили узнать у рядовых читателей, какое произведение Эко у них самое любимое и как оно изменило их мировоззрение.
Смотрите также:
- «Красавица и Чудовище». От эротики до сказки для благовоспитанных девиц →
- «Рождественские рассказы» или «Авиатор»? Что почитать в праздники →
- К юбилею Самуила Маршака:«Жить и в пути умей» →