Корреспондент «АиФ Оренбург» узнал, как сегодня верующие проводят святки. Отец Вадим Татусь, проректор Оренбургской духовной семинарии, вспоминает о том, чем христианскому миру запомнился уходящий год.
С чистым сердцем
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Вадим, в Церкви и у прихожан с течением времени меняются традиции празднования Рождества и отношение к самому празднику?
Не меняются и богослужебные правила. Но постепенно в обществе происходит осознание значимости Рождества. Смещаются акценты, от отмечания гражданского Нового года мы постепенно уходим к празднованию Рождества. Господь принес нам всем подарок - самого себя, принес новую жизнь, спасение. И логичнее было бы дарить подарки именно на Рождество. Укрупняется социальная деятельность Церкви. В этом году мы продолжили традицию, начатую в прошлом году проводить Архиерейскую елку. Владыка поздравил больше 600 детишек из воскресных школ и малообеспеченных семей.
Сегодня возвращаются святки. Как околоцерковные, так и церковные люди ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Широкую традицию получает колядование в общественных местах. Представьте себе, идет себе вечером после рутинной работы человек, совсем забыл о празднике, а тут его поздравляют, может, у него потеплеет на душе от сердечного приветствия. В Оренбурге уже несколько лет подряд члены православного молодежного движения и семинаристы колядуют в торговых центрах и кафе.
- Осенью многочисленная группа духовенства Оренбургской епархии посетила Святую Землю - места, где родился и проповедовал Спаситель. Что эта поездка значила для епархии?
- Мы двигались практически без остановок. За семь дней провели семь служб. Мы посетили Вифлеем. Я увидел воочию то, о чем так часто рассказываю на лекциях студентам и читаю в Священном Писании.
Владыка Вениамин сделал для епархии интересную вещь: он попытался сплотить меценатов и духовенство. Раньше они максимум встречались в храме на Пасху и Рождество, на собраниях. Поездка дала возможность помолиться вместе и узнать друг друга ближе.
Образцовое образование
- Какие изменения произошли в жизни Оренбургской епархии и Русской Православной Церкви?
- На последнем заседании Священного Синода решалось много интересных вопросов. К примеру, утвердили молитвенное последование с покаянным каноном о грехе аборта для того, чтобы мать могла покаяться.
Синод принял положение о повышении квалификации священнослужителей. Церковь держит высокую планку: священники должны давать грамотные пастырские советы. Представьте себе, наши многоуважаемые священнослужители 25 лет назад были рукоположены во священнический сан (сегодня им около 50-60 лет), когда в России было три или четыре семинарии. Священник тогда мог не получить богословские знания, освоил теоретические навыки и начал организовывать приход. Церковь призывает священников, давно закончивших семинарии, совершенствоваться. Уточню, мы не говорим о том, что у нас священники неграмотные. Просто наука шагает вперед, появляются новые сведения, тем самым знания нужно обогащать.
Мы и сами стремимся к тому, чтобы каждый священник имел высшее богословское образовании, а семинарии выдавали дипломы государственного образца. В конце года Оренбургского духовная семинария получила аккредитацию, позволяющую выдавать нам дипломы государственного образца, которую, на данный момент, в России имеют всего шесть духовных семинарий.
Вселенские масштабы
- Ушедший год запомнился очень громкими события в высших церковных кругах: это встреча Патриарха и Папы и проведение Всеправославного собора. Оба события чуть ли не называли еретическими. Какими они в итоге оказались?
- Всеправославный собор пытались созвать с 1961 года - но всегда мешают обстоятельства. Его проведение объяснялось необходимостью рассмотрения нескольких проектов документов. Святейший патриарх даже готов был принять Собор в России. Но при обсуждении этих проектов, наше мнение не учитывалось, а некоторые Церкви с ними вовсе были не согласны. Они указывали на разночтения и предлагали компромисс. Но к ним не прислушались, и они решили не участвовать. Россия последовала за ними. Кстати, на соборе должны были рассмотреть вопрос соборного решения по отделению автономных церквей. Но поскольку собор был неполным, то и решения не могут быть общими для всех.
Одним из главных вопросов исторической встречи с Папой стало осуждение униатства. Папа признал унии неудачной практикой. Он в какой-то мере осудил ее. Отныне католический престол должен прекратить попытки униатства.
- А как в связи с угрозой миру радикального Ислама складывается межрелигиозное общение на территории нашей области?
- У епархии теплые дружеские взаимоотношения с оренбургским муфтиятом. Мы часто бываем на совместных научных конференциях, социальных проектах, проводим лекции по профилактике экстремизма, присутствуем на присяге в военных частях... Но как в Церкви, так и среди мусульман есть свои проблемы. В Православии четко выстроена иерархия. Если я начну «чудить» на приходе, меня запретят в священнослужении. Что же происходит у мусульман? Мусульманское общество более демократично, оно само себе выбирает имама. Представим такую ситуацию, если они выбрали имамом человека радикальных взглядов, то его будет очень тяжело сместить с должности в связи с тем, что именно эта община выбрала его. Тем самым, в этом приходе может организоваться рассадник терроризма, экстремизма. Если мне не изменяет память, такая ситуация много лет назад сложилась в Бугуруслане, когда несколько имамов создали отдельный муфтият (Бугурусланский муфтият был вскоре закрыт - прим.ред.). Мы рады, что в нашей области оренбургский муфтият возглавляет очень грамотный муфтий Альфит Хазрат, и мы верим, что он может грамотно выстроить работу с подчиненными ему имамами.