19 августа православные празднуют Яблочный Спас, а, если быть точным, Преображение Господне. Корреспондент «АиФ Оренбург» узнал историю этого праздника и связанные с ним традиции.
Будущая слава
В этот день храмы наполняются ароматом яблок, которые приносят христиане для освящения. В народе этот праздник называют Яблочным Спасом. А истинное его название – Преображение Господне.
Этот праздник установлен в память о событии, произошедшем на третий год общественного служения Иисуса Христа. Об этом повествует Евангелие. Господь сообщил ученикам, что скоро ему нужно идти в Иерусалим, где Он потерпит избиения от старейшин и будет предан смерти, а на третий день воскреснет. Огорчившимся ученикам он сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28). Спустя шесть дней Христос с учениками остановились у горы Фавор. Он взял с собой Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. Будущие апостолы в утомлении уснули, а когда проснулись - увидели невообразимое. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Проснувшись, ученики увидела Христа в белых одеждах и исходящий от него свет. Иисус беседовал с ветхозаветными мужами Моисеем и Илией: «И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. (Лк. 9:33-35). Ученики, испугавшись, пали ниц, Иисус их поднял: «Не бойтесь». Он стоял перед ними уже такой, как прежде. Они обещали Ему никому не рассказывать о случившемся до его воскресения.
Причем здесь яблоки?
Праздник Преображения несколько связан с ветхозаветным праздником кущей, когда евреи освящали собранные плоды. Эта традиция приобрела иное звучание в связи с событиями Новой истории. Священники поясняют это так: подобно человеку, стремящемуся к преображенному состоянию, этого ожидает и вся природа.
На Руси, как и в других сторонах света, ранее жизнь человека зависела от его трудов на земле. «Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды», - пишет митрополит Бориспольский Антоний (Паканич).
На христианском востоке люди несли в храм злаки и виноград для таинства евхаристии. В России же самый распространенный плод – яблоки, поэтому именно их несли в церковь: в дар и на освящение для своего дома. С изменением жизненного уклада, а также как следствие отхождение от веры в советские годы люди забыли смысл праздника и суть обрядов, зато начали предавать много значения различным обычаям и суевериям, говорят священники. Например, некоторые люди верят, что освященные яблоки имеют магическую силу. А еще в народе говорят, что яблоки нельзя есть после Пасхи до Преображения (правда, большинство, тем не менее, ест). На Востоке, действительно, урожай созревает к августу, в России же яблоки собирают на месяц раньше. Во многих монастырях принято не вкушать яблок до их освящения (не обязательно на Преображение). Смысл освящение плодов в этот день состоит в том, чтобы принести Богу начатки своего урожая.
Смотрите также:
- Митрополит Валентин: «Пусть рождественская радость наполняет наши сердца!» →
- Пресвятая Богородица – Дева, даровавшая миру Спасителя →
- Вознесение Господне. Как зарождалась Церковь →