Если спросить обычного гражданина, как выглядит сотрудник ГИБДД, то, несомненно, все вспомнят инспектора ДПС, который с жезлом и свистком останавливает водителей на дороге. Но деятельность этой службы не ограничивается дорожным патрулированием. От результатов трудов сотрудников ГИБДД зависит безопасность водителя и пешеходов, сохранность автомобильной техники и народнохозяйственных грузов, обеспечение порядка на проезжей части дороги. Его работа заключается в постоянном контроле за движением транспортных средств, при этом он должен обладать способностью предвидеть аварийную ситуацию по некоторым, не замечаемым другими признакам. О том, что беспокоит инспекторов ГИБДД в преддверии юбилея ведомства и какие изменения ждать на дорогах, рассказывает Валерий Коваленко, начальник УГИБДД УМВД России по Оренбургской области.
Результат – в цифрах
- Самое главное, для чего существует ГАИ - это обеспечение безопасности на дороге. Следовательно, самым большим своим достижением за последние 10 лет мы считаем снижение смертности на дорогах. Именно этим мы сами и граждане измеряем эффективность нашей работы. Я могу сказать, что сегодня по сравнению с прошлым и даже 2012 годом количество погибших в авариях снизилось на 30%. Этот результат говорит о многом, в первую очередь, о том, что за сухими цифрами статистики стоит огромный труд не только сотрудников ГИБДД и инспекторского состава. Это труд всех, кто занимается вопросами безопасности дорожного движения. Это и муниципальные органы власти, и общественные организации, которые занимаются вопросами безопасной дороги. При этом, есть еще над чем работать. Нужно воспитывать потенциальных водителей и участников дорожного движения буквально с детского сада, обучения их правилам. И это нужно делать не эпизодически, а постоянно. Кроме того, важно обучать и родителей. Ведь они остаются лучшими учителями для своих детей, показывают пример. Часто дети нарушают правила дорожного движения именно потому, что так поступают родители, хотя сами эти правила знают.
Одним из наших достижений можно считать внедрение в российские школы паспорта безопасности, который рассказывает о безопасных маршрутах для детей по дороге из дома в школу и обратно.
- Что вы можете сказать о состоянии дорог? Часто ли они становятся причиной ДТП?
- У нас часто стараются оценивать дорогу по тому, есть ли на ней ямы или нет. Но это не самое главное. Я считаю, что большую опасность на дорогах представляют не ямы, а отсутствие средств организации дорожного движения - барьерной разметки, ограждений, дорожных знаков, светофоров, пешеходных ограждений, которые становятся чуть ли не единственным способом уберечь десятки жизней тех, кто предпочитает переходить дорогу в неположенном месте. В идеале через проезжую часть с интенсивным движением не должно быть наземных пешеходных переходов, они должны быть подземными или надземными. Но сегодня, к сожалению, это требует больших средств. Несмотря на это, область и федерация идут на эти затраты, и мы видим на улицах новые светодиодные светофоры, новую пешеходную разметку со светоотражающими частицами, сигнальные пешеходные светофоры, которые мигают жёлтым светом. Мы контролируем и организацию переходов рядом с образовательными учреждениями, чтобы дети максимально безопасно могли переходить дорогу.
Школа пешеходных наук
- Но ведь за безопасность на дороге отвечает не только и даже не столько инспектор, сколько сами участники дорожного движения?
- Сегодня важно поднять общественность, которая будет следить за безопасностью на дорогах. Это уже есть. Мы получаем много материалов, снятых на камеры мобильных телефонов и видеорегистраторов, по каждому случаю возбуждается административное производство. Сегодня все больше людей понимают, что нет ничего зазорного в том, чтобы сообщить в ГИБДД о том, что какой-то человек собирается в нетрезвом состоянии сесть за руль. Огромное влияние оказывают СМИ, которым я благодарен за то, что на страницах газет, в том числе и еженедельника «АиФ в Оренбуржье» можно увидеть не только материалы, констатирующие факт ДТП, но и аналитические статьи, которые позволяют раскрывать людям нашу работу, объяснить им, почему это происходит. Это оказывает на людей своего рода профилактическое влияние - они понимают, что может привести к аварии и стараются не допускать таких ситуаций.
Кроме того, нам важно акцентировать внимание на том, что в дорожном движении участвуют не только водители, но и пешеходы. Если произошёл наезд на пешехода на переходе, то, конечно, виноват водитель, но и с пешехода не стоит спешить снимать ответственность. Прежде, чем переходить проезжую часть, он должен был убедиться, что это безопасно, что водитель уступит дорогу. Чтобы уберечь пешеходов, мы в качестве эксперимента попробовали разместить у переходов шумовую разметку, которая предупреждает о приближении машины. Кроме того, внесены изменения в ПДД, которые запрещают опережать транспортное средство, которое остановилось на переходе. С точки зрения закона уже много сделано, чтобы защитить людей, но я бы хотел, чтобы пешеходы понимали, что «зебра» не спасет их жизнь, что машина - это железная штука, столкновение с которой несет тяжелые травмы. А потому я прошу пешеходов не бросаться на переход, не глядя, а убедиться в том, что водитель их увидел и готов уступить дорогу. Да, по закону пешеход будет прав, но это не гарантирует сохранности жизни. Иногда просто достаточно проявить больше внимательности и этим предотвратить аварию.
- Немало вопросов и нареканий у водителей вызывают велосипедисты на дорогах. Есть ли возможность как-то урегулировать этот спор?
- У нас велосипедисты в большей степени приравнивают себя к пешеходам, но к велосипедистам применяются те же правила дорожного движения, что и к обычным водителям автомобилей. Мы же часто можем видеть, что велосипедисты перемещаются по пешеходным дорожкам, переезжают проезжую часть по «зебре», не спешиваясь, и считают себя правыми. Я лично положительно отношусь к людям, предпочитающим велосипед автомобилю, но призываю всех соблюдать правила. Да, в Оренбурге нет велосипедных дорожек, и мы не раз говорили о том. что эту проблему нужно решать. У нас есть магистральные улицы, на которых можно было бы организовать такие дорожки. Но пока в этом вопросе продвижения нет.
Мы очень рады, что нам навстречу пошли законодатели, которые ужесточили требования к тем, кто водит мопеды, введя для них водительское удостоверение. И это дает свои плоды, особенно со стороны родителей, которые теперь покупают мопеды только в том случае, если подросток сдаст на права.
По последнему слову техники
- Чем советская ГАИ отличается от российской ГИБДД?
- Примерно тем же, чем советское общество отличается от современного. Раньше и транспорта было гораздо меньше, и водители были другими, потому что сама система воспитания человека была другая. Автомобиль тогда был роскошью. Сегодня - это уже реальная необходимость. Но нужно прививать и культуру вождения. Получить права в 18 лет и купить машину не значит, что ты умеешь безопасно управлять автомобилем. Этому надо учить с малых лет. Если ребенка в машине с младенчества пристегивать удерживающими устройствами, переходить с ними дорогу по зеленому сигналу светофора. И тогда ребенок будет видеть, как должен вести себя водитель и пешеход на примере своих родителей.
- Нужно ли возвращать стационарные посты ДПС?
- В том виде, в котором посты были раньше, они не нужны. Просто здание, где инспектор смог бы укрыться от дождя, ветра и холода, поесть и помыть руки, нам не нужно. Нужно, чтобы посты были оснащены техническими средствами, которые бы помогли проверить водителя по базам нарушений, розыску, осмотреть автомобиль. Если нужно, задержать кого-то, поместить его куда-то пока не приедут другие наряды. Нам нужны такие посты. Их эффективность заметна там, где большой поток транспорта и нет возможности объехать его. Кроме того, не стоит забывать, что сейчас мы идём по пути совершенствования системы фото- и видеофиксации.
Поэтому сегодня мы говорим о том, что в ближайшее время мы планируем открыть как раз такие модернизированные посты, которые позволят действительно следить за порядком на дорогах. Сейчас прорабатываем вопрос об их месторасположении.
- Как обстоят дела с кадрами?
- Сегодня у нас есть проблемы с кадрами, но назвать ситуацию катастрофической не назовёшь. У нас есть требования к тем, кто поступает на службу в качестве инспектора ДПС. У него обязательно должно быть высшее юридическое образование, он должен пройти медицинское обследование, выдержать проверочные испытания, быть физически подготовленным.
Смотрите также:
- «Тормознули всех». В Оренбурге за 2015 год отчитался глава ГИБДД региона →
- ...Что за необычные пешеходные переходы появляются в Оренбурге? →
- ...Сколько ДТП происходит из-за плохих дорог? →