Никого не спросили
Пагубность пристрастия к алкоголю и табаку не вызывает ни у кого сомнения, однако сегодня борьба с вредными привычками наносит серьёзный удар по малому и среднему бизнесу. На первый взгляд, связь не очевидна, но запреты на торговлю алкогольной и табачной продукцией при современном законодательстве в основном распространяются именно на магазинчики шаговой доступности почти не затрагивая сетевые маркеты.
Сегодня предприниматели и надзорные органы пришли к единому понимаю того, как измерять расстояние от торговой точки, где реализуют алкоголь и табак от социальных учреждений. Если раньше предусмотренное законом расстояние отмеряли от входа в учреждения до входа в магазин или от забора придомовой территории учреждения до входа в магазин, причём часто не учитывали, какие преграды встречаются на этом пути, то сейчас то сейчас подготовили изменения которыми хотят установить максимальное расстояние 50 метров по пешеходной доступности, а не по прямой от входа до входа или до забора.
Немало вопросов сегодня вызывает и новая концепция здорового образа жизни, которую предлагает федеральное Министерство здравоохранения.
По мнению коллег Владлена Георгиевича, инновационные устройства для курения, вред которых до сих пор не доказан с научной точки зрения, поспешили записать в опасные товары. Проще приравнять их в обычным сигаретам и запретить, чем разбираться в том, насколько все эти устройства представляют опасность для здоровья.
«Кроме того, концепцию минздрава разослали другим ведомствам буквально 29 декабря, в срок, когда мало кто обратит на неё внимание или откроет её в последний день, пробежав глазами по поверхности, поскольку перед новым годом у всех много других проблем, - продолжает Владлен Максимов. - Таким образом, фактически обсуждение этого документа ни в обществе, ни на межведомственном уровне не было. Ведомства, включая минфин, почему-то спокойно отнеслись к таким действиям, но нас это возмущает».
Не дать задушить бизнес
Причина возмущения предпринимателей проста. Россия подписала рамочное соглашение ВОЗ, в котором записано, что каждый год в странах-участницах должно сокращаться количество точек, торгующих табаком. При этом, нигде не написано, что это должно происходить за счёт малого бизнеса, а по факту это происходит именно так. Притом, что малому бизнесу и так непросто конкурировать с крупным, а если у него отобрать торговлю алкоголем и табаком, то у предпринимателей останется только возможность торговать какими-то нишевыми товарами. А для этого в муниципалитетах практически нет площадей, где можно размещать торговые точки.
По мнению бизнес-сообщенства, выход из всего этого очень простой: нужно доработать тот антитабачный закон, который действует у нас сейчас. В нём уже сейчас предусмотрено немало ограничений, которые вполне успешно работают на то, чтобы достичь результатов, поставленных ВОЗ - запрет на выкладку товара, серьёзные штрафы за продажу сигарет несовершеннолетним, причём они накладываются не на предпринимателя, а на продавца, который вряд ли согласиться рисковать своим рабочим местом ради нарушения этого запрета, предупреждающие надписи на пачках и запрет на рекламу и др.
«Запрет на реализацию табака в магазинах шаговой доступности может пагубно сказаться на маркетинговой политике таких торговых точек, - уверен Владлен Максимов. - Собираясь в магазин, человек анализирует, что ему нужно купить. Если в одном списке оказываются продукты питания, бытовая химия и те же сигареты, то выбор наверняка будет сделан в пользу того магазина, где всё это можно купить в одном месте. А сегодня таким ассортиментом может похвалиться только сетевой супермаркет. Просто за молоком в небольшой киоск уже мал окто пойдёт, а в итоге мы увидим как гибнет малое предпринимательство».
«Количество магазинов, в которых продают алкоголь или сигареты, не имеет отношения к к росту алкоголизации населения, - уверен Никита Кузнецов. - Ни торговля, ни общепит здесь не при чём. Алкоголь, как и сигареты - это нормальный продукт, который не запрещён к обороту и которым можно торговать при соблюдении определённых правил. А потому нужно просто вносить поправки в действующее законодательство, чтобы больше пояснять эти правила, а не просто запрещать торговлю».
По мнению Кузнецова, то же расстояние до социальных учреждений, это не расстояние, которое должно препятствовать человеку добраться до бутылки алкоголя или пачки сигарет. Это расстояние, которое допускается для соседства магазина, торгующего табаком и алкоголем, и, к примеру, школы. В законе, считает Никита Вячеславович, важно избегать подмены понятий.
Представители бизнес-сообщества в один голос твердят: мы не просим разрешить торговать алкоголем и сигаретами в ларьках и киосках, но сохранить участие малого и среднего бизнеса в торговле подакцизными товарами при соблюдении определённых а главное - логичных правил, очень важно.
Смотрите также:
- Состоялся I открытый интерактивный форум прокуратуры Оренбургской области →
- С кем боремся. Почему закон выступает против бизнеса, а не алкоголизма? →
- «Медведь» - символ качества и 100-процентной легальности →