«Это не багаж, а мои ноги!»
Пару недель назад в Оренбурге проверили доступность городской среды для инвалидов и маломобильных людей. В мониторинге приняли участие те, кто непосредственно сталкивается с трудностями на улицах города - колясочники и незрячие.
Оренбурженка Елена Иоффе волею судьбы оказалась в инвалидном кресле, но это не сломило ее.
Рядом с домом Елены - большой торговый комплекс, в котором все предусмотрено для того, чтобы его без проблем посещали маломобильные люди. Да и в доме у нее все для этого приспособлено.
«Получается, что доступность есть только местами, но из-за этих «провалов» мы не можем нормально перемещаться по городу, - сетует женщина. - Да, у нас есть и низкопольные автобусы, и спецтранспорт, в конце концов, можно просто воспользоваться такси. Но на деле все оказывается не так радужно».
Чтобы выяснить расписание низкопольного автобуса, люди звонят диспетчерам общественного транспорта. Но там не могут сообщить расписание на сутки вперед, только день в день, следовательно, запланировать выход «в свет» заранее становится проблематично. Спецтранспорт, который предоставляют по линии соцзащиты, наоборот, нужно заказывать заранее, с ним спонтанные поездки также оказываются под ударом. Ну с такси вообще бывают сложные ситуации.
« Однажды мне нужно было срочно ехать, заказать спецтранспорт у меня не получилось, а потому я просто решила вызвать такси, - делится опытом Елена Иоффе. - Но водитель, увидев мое кресло, потребовал доплатить к тарифу за провоз багажа, поскольку его пришлось убрать в багажник. Но это же не багаж, это мои ноги!»
В Оренбурге не хватает парковок для инвалидов, а те, что есть, зачастую заняты автомобилями без спецзнаков - еще одна проблема. Однако особого короля за сложившейся ситуацией нет. Более того, Николай Деревянкин, который также передвигается на коляске, сказал, что был свидетелем, как производилась эвакуация автомобиля, которой стоял рядом с пешеходным переходом, но на незаконную стоянку автомобиля на площадке для инвалидов никто не обратил внимания.
Пешком - доступнее
У председателя областной организации инвалидов детства, родителей и опекунов и попечителей детей-инвалидов «Виктория» Гузалии Сапуновой сын - инвалид-колясочник. Ему 27 лет, но женщина всегда сопровождает его на улице.
Причин для этого несколько. Во-первых, низкопольные автобусы, хоть и есть в городе, но ездят далеко не по всем маршрутам. Кроме того, даже в них инвалиду-колясочнику трудно попасть».
«Там есть откидной пандус, который сделан из обычного куска фанеры, - рассказывает Гузалия. - Но он установлен под таким углом, что на него трудно заехать даже при помощи здорового человека, не говоря уже о тех, кто передвигается на коляске без сопровождения».
Виной тому, по мнению женщины, слабо развития инфраструктура - слишком высокие бордюры на остановках общественного транспорта и отсутствие съездов. Кроме того, предполагалось, что помогать инвалидам заехать по пандусу в автобус должны водители, но мало кто из них на это идет.
«Поэтому мы ходим пешком, - продолжает Гузалия. - Для нас это и прогулка, и способ общения. До центра города с Маяка, где мы живем, мы идем два часа. И это еще из-за того, что в частном секторе нет нормальных тротуаров, а дороги оставляют желать лучшего».
Помощь должна быть адресной
На самом деле, чтобы решить проблемы инвалидов, нужно просто пройти с ними по обычному пути, тогда становится ясно, с какими трудностями сталкиваются люди.
А потому в общественных организациях, отстаивающих права инвалидов, считают, что действие программы должно быть адресным. Невозможно в современных экономических условиях везде организовать доступную среду для инвалидов. Следовательно, нужно выстраивать конкретные маршруты для конкретных людей. Живут люди в определенном доме, оттуда и начинать формирование доступности с пандусов около подъезда, затем перейти к заниженным бордюрам и специальным съездам, обеспечить ими все тротуары на пути колясочника к остановке общественного транспорта, откуда он без труда сможет заехать в низкопольный автобус и доехать в другую часть города.
Вот тогда помощь действительно дойдет до каждого, а не будет прерываться на разных этапах.
ПОЗИЦИЯ
Проблемы решит человеческое отношение
Юрий Рываев, заместитель прокурора Оренбургской области:
Однако стоит отметить, что очень много вопросов, которые касаются доступной среды для инвалидом, могут решиться не путем вложения больших денег, а просто при человеческим отношением. Если строители и проектировщики просто задумаются о том, как сделать тротуары более удобными для инвалидов или мам с колясками, вряд ли это потребует серьезных финансов. Заниженный бордюр или дополнительный спуск тоже вряд ли стоят миллионы. А потому некоторые нарушения, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, можно искоренить обычным воспитанием».
КОМПЕТЕНТНО
Все деньги пошли в дело
Марина Сябренко, начальник отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов областного министерства социального развития:
Смотрите также:
- В Оренбурге обсудили вопрос эффективности мер по повышению качества жизни старшего поколения →
- Инвалидам по зрению нужна доступная среда во всём →
- Берем в долг: правила и хитрости →