Скандал с получение полисов ОСАГО, появившийся год назад, то утихает, то разгорается с новой силой. Водители жалуются, что даже несмотря на все проверки, штрафы и вызовы «на ковер» к областным властям, к стоимости полиса страховщики все равно добавляют плату за ненужные россиянам услуги.
С 2003 года российские автомобилисты каждый год покупают полис ОСАГО. Отсутствие этого документа грозит автовладельцу штрафом до 800 рублей и снятием госномеров. До недавнего времени проблем с автостраховкой не было: по первому звонку страховой агент готов был примчаться в любое место города и оформить документы прямо на капоте.
Однако примерно год назад большинство компаний начали отказывать в выдаче полиса ОСАГО, ссылаясь на то, что нет бланков, либо нужно ждать в очереди по месяцу и более.
Хотя есть и другой вариант: если вы решаете застраховать свою жизнь и здоровье от несчастных случаев или имущество, полис «автогражданки», как по мановению волшебной палочки, тут же находится в ящике стола.
Проблема обострилась до скандалов: люди «штурмовали» офисы компаний. Правоохранительные органы, ФАС, Роспотребнадзор и региональное правительство даже начинали проверки деятельности страховщиков, но толку оказалось мало. Купить заветный полис «в чистом виде», без дополнительных опций до сих пор проблематично. Вероятно, прибыль от навязываемых страховок жизни покрывает миллионные штрафы. А водителям остается выбирать из двух малопривлекательных вариантов – либо переплачивать пару тысяч рублей, либо ставить машину в гараж и ждать лучших времен.
Опытным путем мы решили проверить, легко ли оформить страховку без довесков. Для этого журналист посетила четыре офиса страховых компаний и встретилась с тремя агентами.
Частная страховая компания
В небольшом офисе компании народу немного, человек 7-9. Тут же я интересуюсь, заставляют ли в этой фирме приобретать дополнительные страховки, мужчины в очереди пожимают плечами. Придется выяснять самой, занимаю очередь за разговорчивым мужчиной. Интересуюсь у «коллеги» по мытарствам, сколько страховых он объехал. Валерий объясняет, что завтра у него истекает срок действия полиса и ему все равно, где получить светло-зеленый документ, лишь бы сегодня.
Очередь движется быстро, вскоре мы с Валерой оказываемся у рядом сидящих страховщиков. Пока мой консультант считает мне стоимость ОСАГО, Валерий начинает возмущенно доказывать девушке, что страховать жизнь он не хочет, потому что на его работе в пожарной охране это делается организованно. Девушка дает ему чистый лист и просит написать заявление об отказе в услуге, которое будет рассматриваться от 1 до 30 дней.
Огласив мне стоимость полиса в 6732 рубля, девушка добавила, что нужно прибавить еще как минимум 960 рублей за страхование от несчастного случая. Нужно ли говорить, что Валера заплатил на тысячу рублей больше и ушел с заветным полисом в этот же день, а я отправилась дальше, на поиски честных страховщиков.
Кстати, на двери офиса красуется объявление с контактными данными Роспотребнадзора и УФАС, куда можно пожаловаться на незаконные действия страховщиков.
Страховая группа газовой компании
В офисе следующей страховой компании уже толпятся с десяток человек. Спрашиваю, кто последний по очереди. Мужчины начинают посмеиваться:
- А вы блатная?
- Нет, рядовая. Так кто последний?
- В список записывайте свою фамилию, - протягивает мне пенсионер листок формата А4, испещренный мелким почерком. Пока я раздумываю, ставить ли свои инициалы под номером 49, подходит еще несколько человек.
Интересно, сколько мне нужно ждать, чтобы попасть к страховщику? Мужчины тут же пояснили, что сегодня я полис получить не успею: за полтора часа работы офиса из списка вычеркнули лишь 5 фамилий.
На столе красуются еще два подобных листа с данными очередников, но там заполнено по 12-13 пунктов. Быстрее попасть к окошку оформления полисов могут или корпоративные клиенты, или те, кто уже страховался в этой компании.
По примерным подсчетам, моя очередь подойдет примерно через три дня. Причем, чтобы подтвердить свое желание остаться в этой очереди, нужно приходить в офис страховой в 16.00 и лично сказать об этом специалисту, обновляющему список.
Интересуюсь у охранника, всегда ли в их офисе такая толпа желающих или можно подгадать время для более удачного визита. Виновато улыбнувшись, он сообщил, что в последнее время ситуация не меняется: их компания одна из немногих, которая не навязывает дополнительные страховки.
Но добавил, что купить ОСАГО без допуслуг могут лишь те, кто обращается в офис. Страховые агенты, работающие по договору, берут «сверху» от 900 рублей за страхование жизни от несчастного случая.
Холдинговая страховая компания
Попытать счастья я попробовала и в крупнейшей в России компании по масштабу присутствия в регионах. Почти вековая история страховой вселяет определенную надежду и веру в удачу. В названии есть слово «государственная», однако по документам все акционеры компании – частные лица. Что ж, пробуем.
Очереди почти нет, передо мной четверо мужчин. Прием ведется быстро, через полчаса я попадаю к специалисту.
- Будьте добры, проконсультируйте меня по ОСАГО, - прошу девушку. Та, взяв документы, тут же начинает подсчет на калькуляторе:
- Ваша страховка обойдется вам в 9199 рублей.
- А почему такая сумма? Онлайн калькулятор ОСАГО показал мне 6732 рубля!
- Правильно, это сам полис. Плюс еще 2 тысячи страхование водителя, и 467 рублей техосмотр.
- Но у меня есть ТО!
- Вы же у нас раньше не страховались? Соответственно, компания, которая проводила осмотр вашего автомобиля, нами не рекомендована. У нас есть партнеры, которым мы доверяем, ТО нужно проходить у них. Если вы не согласны на повторное ТО, мы должны будем проверить вашу диагностическую карту. Это займет от 1 до 30 дней.
- И страховать жизнь я не хочу. Это обязательно?
- Нет.
- А зачем вы мне тогда включили эту страховку?
- Я вам просто предложила оформить. Дорожное движение опасно для жизни человека. Это мое личное побуждение как менеджера предложить вам застраховаться. Вы можете отказаться от этого. Но ОСАГО мы вам оформим только через месяц, когда проверим по базе вашу диагностическую карту.
На таких условиях из стоящих передо мной мужчин оформить полис согласился лишь один. Остальные, как и я, пошли пытать судьбу в других страховых.
Региональная страховая компания
Следуя простой логике «государственная компания надежнее» отправилась на поиски таковой. Собственной региональной страховой в Оренбургской области нет, поэтому в сети нашла адрес компании, единственным акционером которой является Ханты-Мансийский АО.
У этой компании в Оренбурге нет своего здания, маленький офис расположен по соседству с салоном красоты и финансовыми учреждениями. Правда, специалиста по страхованию на месте не оказалось.
Охранник офисного здания пояснил, что там работает всего одна девушка, но сейчас она в отпуске, потому что нет бланков. Интересно, к кому во время отпуска агента обращаются потерпевшие в ДТП для получения страховой компенсации?
Охранник посоветовал ехать к ГИБДД, где постоянно толпятся страховые агенты, оформляющие ОСАГО «на коленках».
Страховые агенты
К областному ГИБДД я подъехала уже после обеда, когда схлынул основной поток покупателей и продавцов «железных коней». Многочисленные офисы и будки около ведомства пестрят баннерами «ОСАГО за 5 минут», «все виды страхования».
Захожу в самый крупный павильон. Страховщики уже собираются домой, но я слезно прошу их хотя бы посчитать мне стоимость полиса.
- «Чистое» ОСАГО для вас 6732 рублей, плюс дополнительные страховки. В разных компаниях это разные услуги, стоят около двух тысяч рублей. Вы заплатите примерно 8700-9000 рублей. Если для вас это дорого, можете оформить ОСАГО на полгода, но от допстраховок все равно не избавитесь.
- А без них никак нельзя? Это же незаконно!
- По большому счету, незаконно. Но так работают все агенты. Единственный выход – поехать в офисы компаний, может быть, там вам дадут только ОСАГО. Или сходите в соседние офисы, вон там еще в Оке девушка оформляет.
Страховой агент, сидящая в авто на парковке, быстро посчитала мне стоимость ОСАГО: 8200 вместе со страхованием жизни и добавочными 500 рублями (видимо, в карман), без которых выписывать документ отказалась наотрез.
Третий страховой агент около ГИБДД заявила, что полиса ОСАГО у нее остались только для жителей города. Сельчан и приезжих из других регионов страховщик принимать отказывается, отправляя в ту же Оку или большой павильон.
Итоги эксперимента: время или деньги?
Впустую потратив целый день на поиски честных страховщиков, я уже была готова согласиться на что угодно, лишь бы больше не возвращаться на эти круги ада. Видимо, так рассуждают большинство водителей: «сейчас переживу, заплачу лишнего, зато год буду ездить спокойно, а потом, авось, все исправится».
Страховщики, пользуясь этим, выкручивают водителям руки, заставляя оплачивать дополнительные услуги. Если клиента смущает такой «сервис», он может обратиться в другую компанию… где услышит тоже самое.
По закону полностью отказать в оформлении ОСАГО страховщики не могут, то есть, запросив письменный отказ в предоставлении услуги, скорее всего вы услышите: «мы не выдаем таких справок». Ведь это документальный повод для скандалов, очередной проверки и крупных штрафов.
Оформить ОСАГО без дополнительных страховок все-таки можно, но заниматься этим нужно, по крайней мере, за месяц до истечения срока старого полиса, при этом потратив изрядное количество времени и нервов. Новым автовладельцам вообще не позавидуешь: им хочется быстрее сесть за руль, а без страховки авто на учет не поставишь.
Меньше чем через два месяца, согласно поправкам в закон «Об ОСАГО», на четверть вырастет базовый тариф (он составит 2455 вместо 1980 рублей), вырастут повышающие коэффициенты для Оренбурга и сельской местности. Учитывая, что одной из «официальных» причин навязывания дополнительных страховок являются как раз низкие тарифы, многие автомобилисты надеются, что изменения в законодательстве с 1 октября улучшат ситуацию.
Однако никто не дает гарантии, что страховые компании добровольно упустят легкий дополнительный заработок. А попытки ФАС, прокуратуры и властей навести порядок в системе обязательного автострахования пока не возымели должного успеха.
Комментарии
Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Александр ШЛЫЧКОВ:
- Сегодня в Управление продолжают поступать многочисленные обращения граждан, в том числе, направленные в антимонопольный орган другими государственными органами по подведомственности. Жалобы связаны с неправомерными действиями компании «Росгосстрах» по навязыванию договоров добровольного страхования от несчастных случаев, прохождения технического осмотра транспортного средства в указанной страховщиком организации при наличии пройденного техосмотра при заключении договора ОСАГО. Каждое из заявлений тщательно анализируется и если специалистом усматриваются признаки нарушения со стороны страховой компании, возбуждается дело. Оренбургское УФАС России, например, уже трижды признавало виновной компанию «Росгосстрах» в нарушении ФЗ «О защите конкуренции» и возбудило по данному факту административное производство. Согласно ст. 14.3. 1 КоАП РФ, штраф за подобные неправомерные действия предусмотрен в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Однако, стоит отметить, что указанная страховая компания не признает вменяемые нарушения и обжалует все решения антимонопольного органа в суде.
Александр БЕЛЯК, экс-руководитель страховой компании, председатель молодёжного парламента Оренбургской области:
- Вопрос о страховании в Оренбургской области поднимается уже не первый раз, он касается различных отраслей экономической деятельности - перевозчики, застройщики, медицинские учреждения, сельхозтоваропроизводители, граждане которые не в полной мере могут воспользоваться своими правами в рамках исполнения федеральных законов.
Одна из причин - отсутствия прямого регулятора на территории Оренбургской области, а также региональной страховой компания, которая смогла бы обеспечить потребность экономики региона по вопросам страхования.
Одним из решений данной проблемы является создание региональной страховой компании, на примере соседних регионов (Самарская область, Волгоградская область, Татарстан, Башкортостан, Челябинская область, Свердловская область). Вопрос по созданию и регистрации региональной страховой компании имеет длительные сроки. Здесь и получение необходимых лицензий, и определение источников финансирования.
Сегодня одним из решений проблемы по ОСАГО могло бы стать заключение межведомственного соглашения между регионом и уполномоченным органом, на основании которого курировался вопрос, в том числе, наличия бланков. Уполномоченный орган субъекта мог бы получать необходимое региону количество бланков согласно количеству зарегистрированных в Оренбургской области транспортных средств, а после - распределять по страховым компаниям на местах согласно их заявкам.
Смотрите также:
- Страховое издевательство. Оренбург на грани коллапса из-за ОСАГО →
- Шесть простых шагов, чтобы получить автостраховку без переплат →
- Кто наживается на полисах ОСАГО? →