А как переживают этот непростой период родители вчерашних школьников? Могут ли они контролировать ход сдачи экзаменов и повлиять на его результат? Какие жалобы в целом поступают на процедуру ЕГЭ со стороны мам и пап одиннадцатиклассников? Об этом мы сегодня беседуем с гостем нашего номера, председателем Областного родительского комитета Еленой ЛИБКИНД.
Родительский «дозор»
- Да, конечно, участвуют, и достаточно активно. Представители от родительского комитета работают вместе с педагогами в контрольной комиссии, и тоже следят за тем, чтобы не было никаких «подтасовок» и «перегибов». В том числе, как вы отметили, когда у детей отнимают телефоны, и чуть ли не досмотр устраивают в дверях кабинета.
Надо сказать, инициатива привлекать родителей к такой совместной работе шла из министерства образования, как на федеральном уровне, так и на региональном. Единственное ограничение: нельзя быть в составе комиссии, которая работает в той же школе, где учатся и сдают экзамен твои дети. В соседней - пожалуйста.
- И родители могут остановить ход ЕГЭ, если что-то им не понравилось?
- Есть определённые правила проведения экзамена, и, если они явным образом нарушаются, и этот факт заметил один из членов родительского комитета - да, он имеет право потребовать остановить сдачу или же признать результаты для данного конкретного класса недействительными.
- Часто происходят такие ситуации?
- Я работаю в родительском комитете с 2002 года, то есть фактически с самого начала масштабного проведения эксперимента ЕГЭ в ряде регионов России. И да, такие ситуации бывали, особенно поначалу, когда не был отработан регламент и процедура сдачи. Причины бывали разные: начиная от банального списывания и заканчивая сильными стрессами у детей, когда ребёнок просто не мог дальше продолжать выполнять тестовые задания.
- В этом году уже были нарушения?
- Нет, к нам в Комитет, во всяком случае, такой информации не поступало. Хотя поток жалоб и апелляций обычно начинается после того, как будут известны результаты.
Простая арифметика
- Вы говорили о стрессе, которые испытывают дети на экзамене. Это до сих пор актуальная проблема, или с годами проще стали относится к ЕГЭ, привыкли к этой форме контроля знаний?
- Думаю, что привыкнуть и полностью избавиться от стрессовой нагрузки не получится никогда. Конечно, дети волнуются, и они волнуются тем больше, если родители перед экзаменом ещё больше «нагнетают» обстановку. Это и непомерные нагрузки с новомодными репетиторами, и постоянное упоминание, мол, «учи, а то в ПТУ попадёшь». Конечно, это всё не добавляет психологической устойчивости школьнику. Поэтому тут главный совет родителям: не обострять, а наоборот, создать дома такую атмосферу, чтобы помочь ребёнку успокоиться и поверить в свои силы.
Второй момент - это, конечно, тот факт, что постепенно и сами учителя, и школьники к самой процедуре тестирования всё-таки привыкают. Сказываются «пробные» экзамены, и Государственная итоговая аттестация, которую проходят в 9-м классе - она по формату очень похожа на ЕГЭ. Наконец, сами учителя, классные руководители сегодня приобретают во время повышения квалификации необходимые знания по психологии стрессовых ситуаций, и должны проводить с классом соответствующую работу.
Плюс, конечно, контроль со стороны родительского комитета. Наша задача здесь как раз помочь, чтобы учителя сами «букой» не смотрели на детей. Ведь для сдачи ЕГЭ ребят везут в другую школу к незнакомым педагогам. Нельзя, чтобы атмосфера там была недружелюбной.
Наконец, третий важный момент - с этого года сдача ЕГЭ по математике упростилась. Сам экзамен теперь разделён на две категории сложности: каждый ученик выбирает сам, какая ему потребуется. Именно с математикой было больше всего проблем. Сдавать её надо было обязательно, а предмет этот довольно сложный. В итоге ребёнок-гуманитарий, плохо написавший математику, портил общий балл ЕГЭ. Сейчас можно выбрать базовую форму, если потом не поступать в технический вуз - и это очень хорошее нововведение.
Тропа для «ломоносовых»
- А вы сами как относитесь к Единому госэкзамену? Не считаете, что классическая форма проверки уровня знаний лучше и привычнее?
- Однозначного ответа я тут вам не дам. И у ЕГЭ, и у классического экзамена, который у ученика принимает педагог лично, есть свои плюсы и минусы. С точки зрения творческих, гуманитарных специальностей ЕГЭ, кончено, проигрывает. Тесты не раскрывают полностью талант ребёнка, не дают глубокой картины. Недаром среди учителей русского языка и литературы ходит невесёлая шутка: чтобы сдать ЕГЭ, можно не читать произведение целиком, достаточно «краткого содержания».
Впрочем, есть у Единого госэкзамена и несомненные плюсы. Знаете, именно после его введения у нас ребята из районов стали поступать в престижные вузы страны. ЕГЭ стал настоящей «тропой» для будущих «ломоносовых». Попробуй-ка раньше из села съезди на вступительные экзамены в Москву или Санкт-Петербург. Да что там, даже в оренбургские вузы не у всех была возможность поступить! А сейчас есть возможность, опираясь на свой балл, выбирать любой вуз страны, и даже не один.
Так что в этом отношении лично я поддерживаю ЕГЭ. Плюсов у этой формы проверки уровня знаний всё-таки больше. Что же касается недостатков, то законодательство и процедура сдачи корректируются. И с каждым годом, я надеюсь, проблем и нареканий будет всё меньше и меньше.
Смотрите также:
- «Здоровье» образования в норме, когда на учёбу стремятся иностранцы? →
- Зачем и кому нужно «мешать» литературу с русским языком? →
- Луи Брайль. Гений, подаривший слепым людям мир →