Многие родители вторят своим детям. Однако педагоги говорят о том, что изменились запросы общества, а в связи с этим и образовательные стандарты, что не могло не отразиться и на домашних уроках. Так, кто же прав - дети и родители, или школа?
Где нет доверия
Больше месяца назад опубликованная одной мамой в Фейсбуке запись набрала 38 тыс. лайков и 13,5 тыс. репостов. Женщина писала: «Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. А я не помню математику за восьмой класс. Мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники, погладить по голове мужа. Вечер - это время для радости, а не для скандала!» Нельзя сказать, что эта мама не права, тем более что ее слова поддержало столько человек.
Между прочим, федеральное законодательство не предусматривает обязательные домашние задания. В школах они назначаются негласно. Однако его объем определяет СанПиН. Затраты времени на его выполнение не должны превышать во втором - третьем классах - полтора часа, в четвертом - пятом - двух часов, в шестом - восьмом - двух с половиной часов, в девятом - одиннадцатом классах они не должны занимать больше трех с половиной часов.
Естественный отбор
Учитель старших классов Марина Русакова* признает, что программа нынче сложная, но она обусловлена самим временем и требованием общества:
«Большинство родителей помнят и примеряют нынешнее образование к своей учебе. Но за прошедшее время объем программ очень вырос, не все педагог может дать на уроке, поэтому приходится что-то выносить на самостоятельное обучение. Сейчас школа старается готовить конкурентоспособных учеников, потому что государство ставит свои рамки и выдвигает свои требования к абитуриентам. Молодые родители и подростки (с пятого по восьмой классы) - вот основной состав недовольных. Чем старше ученик, чем ближе он к окончанию школы, и чем больше здравомыслия у родителей, тем меньше возмущений. В этом году я выпускаю 11 класс. Они уходят из школы в шесть-семь вечера, сидят там и в выходные. Для того, чтобы получить высокие баллы. А про их домашние я вообще молчу (многие студенты бы взвыли). Но им нравится. Все зависит от внутреннего мотива ученика. В вузах детей никто нянчить не будет, - говорит учительница. - Современный мир требует от человека, стремящегося к успеху, больших энергозатрат и интеллектуальных вложений. Это естественный отбор в социуме. А многие люди хотят получить все, сразу и особо не напрягаясь».
Прожить за ребенка
Среди бывших школьников - нынешних выпускников тоже разные мнения.
Студентка ЮУрГУ Татьяна Бадерная закончила школу с хорошими отметками, а за ЕГЭ по русскому языку у нее 100 баллов. При этом девочка не то, что не обращалась к репетиторами, но и не всегда успевала выполнять все домашние задания. Таня весь выпускной год работала в кафе с обеда до ночи, а в промежутках делала уроки.
«Некоторые просто не понимают объяснения учителя или не хотят понимать, поэтому вынуждены обращаться к репетиторам. А еще если желания учиться нет или предмет не интересен, то соответственно успеваемость будет страдать. Порой домашнего задания было, действительно, много, ведь ежедневно мы занимались по шесть-семь уроков. Думаю, что многие задания были лишними. Но школа научила меня учиться», - поделилась Таня.
Студент геологического факультета МГУ Кирилл Дубинин признается, «многие предметы казались «ненужными». Я забивал на все уроки, кроме математики. Теперь понимаю, что зря. Надо было брать от школы все».
Возможно, разное отношение к этой проблеме связано с тем, что при составлении домашних заданий, по факту, в школе не учитываются физические и психологические особенности ребенка.
«Много домашних заданий или нет, зависит от учителя и психологической подготовки ребенка. У педагогов разная организация труда, одни успевают пройти на уроке больше, другие меньше. Индивидуальны и дети. Некоторым кажется, что им задают очень много, и они сидят за уроками допоздна, при этом некоторые их одноклассники делают эти самые задания быстрее. Если родителям кажется, что домашних заданий слишком много, в школе должны объяснить, почему их именно столько, педагоги и родители должны прийти к совместному решению», - комментирует Нина Гордеева.
Возможно, разное отношение к этой проблеме связано с тем, что при составлении домашних заданий, по факту, в школе не учитываются физические и психологические особенности ребенка.
«Требования школы растут. «Ты должен» - говорят родители и учителя. В страхе, что их ребенок отстанет, родители прикладывают максимум усилий, чтобы стимулировать учебную деятельность. Многие пытаются в ребенке прожить свою жизнь. Потом эти дети обращаются к нам на Телефон доверия. Детская тревога накапливается, но «ты должен» продолжает звучать, «мы же работаем, и это твоя работа!», - рассказывает психолог Марат Белов. - Родители зачастую не понимают, что для того, чтобы нести тяжести жизни, нужны силы, и ребенок может их взять только у них. Ему так важно, когда родитель слышит его, сочувствует и подбадривает. Важно понять причины той или иной проблемы и решать ее сообща, не нагнетая страха на неокрепшую личность, уточнить в случае чего у учителя требования».
Как видим, несколько неуместно говорить об отмене «домашки». Хотя налицо реальные проблемы с ее выполнением, но и они не однозначные. На наш взгляд, системе образования необходимо найти ответы на вопросы совместно со школьниками и их родителями, как это и должно делаться в действительности, а не только на бумаге.
* Фейсбук - социальная сеть.
* Имя заменено.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Три часа на изо
Преподаватель ОГУ, мама двух школьников Наталья Анненкова:
Должна учитываться степень важности предмета в образовательном процессе. Меня очень удивляет объем заданий по дисциплинам общеразвивающим: музыке, изо, технологии. Конечно же, они позволяют всесторонне развивать личность, но подготовка домашнего задания по изо может занять до трех часов работы! Другая важная проблема - это распространенная практика задавать на дом все, что не успели сделать в классе. Проблема нерационального использования времени, дисциплинарные моменты не должны быть дополнительной нагрузкой на детей.
Современный ребенок должен быть высокоорганизованным и способным к освоению учебной программы, чтобы иметь возможность посещать дополнительные занятия. Этот темп учебы позволил нам оставить только одно дополнительное образование (четыре раза в неделю). Общение в семье происходит во время ужина и в единственный выходной день - воскресенье, львиная доля которого также приходится на подготовку к урокам. Минусом такого ритма, помимо всего прочего, является то, что у ребенка совершенно нет времени на помощь по дому».
КОМПЕТЕНТНО
«В школе было много времени»
Студент МГТУ им. Баумана Сергей Петаев:
Смотрите также:
- Мой малыш – будущий школьник. Как подготовить ребенка к первому классу →
- Быть ребёнку другом. Как помочь первокласснику пережить стресс? →
- «Штучные» дети: учим, лечим или калечим? →