«Ешьте, что дают». Можно ли в оренбургских школах готовить вкусно?

Светлана Иванова / АиФ

О школьном питании говорится уже давно и, как правило, безрезультатно. Все понимают – еда для школьников должна быть сбалансированной, калорийной, полезной и безопасной. Но почему тогда так много проблем?

   
   

О том, бывает ли полезное вкусным, сколько надо времени, чтобы перестроить систему, и почему надо дать возможность всем желающим принимать участие в конкурсе на право поставлять питание в детские сады и школы, беседуем с общественным деятелем, председателем Федерации рестораторов и отельеров в Оренбуржье Алексеем Марининым.

Конкуренция – основа качества 

– Существует мнение, что в наше время детей разбаловали, поэтому они не едят каши и супы, им подавай пиццу и чипсы. Как же тогда их кормить в школе?

В советское время в каждой школе была своя столовая, большие кухни, где готовили завтраки и обеды, была заведующая, которая этим всем управляла, были свои повара. Ясное понимание бюджета, когда и в каком количестве закуп сделать и всё прочее. В советских школах и столовые, и кухни большие были. Современные школы не предназначены для такого – помещения маленькие, оборудование элементарное.  Еду привозят: часть – уже готовую, часть – полуфабрикаты.

Что происходит у нас с питанием последние лет 15–20? В Оренбурге им всё это время занимались одни и те же люди. Они достаточно хорошо вошли в этот бизнес, получали дотации от города. Была схема, при которой все были довольны. Все, кроме самих учеников и родителей. Моей старшей дочери 28 лет, и она будучи школьницей уже тогда не ела в школе ничего, потому что было невкусно.

И вот этот вопрос обсуждается уже много лет, но ничего не меняется, потому что, по большому счёту, ничего конкретного и не предпринимается. Оправдания одни и те же: недостаточное финансирование, балованные дети, а ещё виноваты родители, не воспитывающие вкус к здоровому питанию.

При этом все прекрасно понимают: полезное может быть вкусным. Что для этого надо? Для начала – качественные продукты, хорошие повара, оборудование и как можно короче время доставки. А ещё – конкуренция. У нас же не подпускают предпринимателей, которые хотели бы заниматься этим делом.

   
   

– Возможно, контролировать три комбината школьного питания проще, чем 55 предпринимателей, которые возьмутся кормить по одной-две школе?

– Какая разница – одного или 55 контролировать? Контролировать приходят в учебное или дошкольное заведение. Так как КШП работают на объёме, понятно, что у них сложилась своя схема, есть и проблемы, и тонкости. В своё время на общественном совете в Роспотребнадзоре я подготовил ряд предложений, причём они должны были лечь в протокольном виде на стол к губернатору.

Я предлагал организовать один логистический хаб, и дать возможность нашим предпринимателям и фермерам реализовывать там продукцию для школьного питания. В этом центре и будет всё контролировать Роспотребнадзор. Там же – готовить полуфабрикаты из овощей, это облегчит задачу КШП. И тогда три комбината будут обслуживать школы или тридцать – не имеет значения. Но это же надо полностью менять систему, это задача не одного года. Никто этим заниматься не хочет – долго, хлопотно, затратно.

А так бы продукция наших фермеров была востребована – обоюдная выгода. Почему на оренбургском рынке овощи отовсюду, а мы свои в Башкирию не можем привезти? Нас не пускают туда, у них там всё своё, и чужаки не нужны.

Конечно, содержать свою столовую, обеспечивать её продуктами, время от времени обновлять оборудование – все эти заботы лягут на плечи директора. Проще заключить договор с КШП. Но я знаю школы, их единицы, в которых своя столовая. Дети там всё едят, потому что вкусно.

Вкладывать, чтобы получить

– И всё-таки два года назад была попытка завести свердловских предпринимателей в наши школы, она провалилась.

– Попытки были. Я знаю человека, которому предлагали зайти в эту сферу. Он профессионал, не побоюсь сказать, кормит пол России. Так вот он сказал, чтобы в Оренбуржье был достойный уровень, надо вкладывать огромные деньги – в оборудование, технологии, в специалистов. Видя, в каком сейчас состоянии всё это находится у нас, он отказался от предложения. 

У меня много хороших знакомых в этой сфере, которые кормят школы в столице, например. Они делились со мной всеми наработками, которые я предлагал на различных совещаниях. Вместо того, чтобы воспользоваться чужим опытом, объявили, что я хочу захватить эту нишу. Вы серьёзно? Никогда не думал об этом. Просто я всю жизнь занимаюсь общепитом, знаю тонкости и был готов делиться знаниями. Но, видимо, сегодняшняя ситуация всех устраивает. Родители дают своим детям с собой бутерброды и одновременно платят за обеды, лишь бы не доставали. 

А ещё запугивают: вот завтра КШП откажутся выйти на конкурс, и дети останутся без обедов. Да, останутся, это так. Потому что переход должен быть подготовлен, дано время на изменения. И тогда появится много конкурсантов, которые захотят работать на этом поле.

Ведь директор вместе с родительским комитетом могут сами выбрать себе оператора. Когда их будет много, они будут стараться завоевать доверие. Опять же я знаю, что некоторые школы хотели бы кормить детей самостоятельно. Но вроде есть негласное распоряжение этим не заниматься.

– Казалось бы, вот картошка. Как надо её приготовить, чтобы пюре было невкусным?

– Изначально вкусное блюдо может получиться только из хороших продуктов. Это аксиома. У нас свои молокозаводы масло, творог делают. Наш Роспотребнадзор может поставить производителю задачу: готовить кисломолочные продукты специально для школьного питания, с витаминами, полезными добавками.

Да, действительно, 25 лет сажали детей на чипсы и пиццу, теперь хотим, чтоб они кашу манную ели. Но ведь можно подобрать меню таким образом, что дети будут есть. Придумать и приготовить, не нарушая норм, такие блюда, которые будут полезны, необходимой калорийности и одновременно вкусные. Но мы же этого не делаем. Всё по стандарту, ссылаясь на Роспотребнадзор, те, в свою очередь – на федеральные законы. А толку? Нормы все выполнили, а дети голодные.

Второй год в области проводится конкурс школьных поваров, которые показывают превосходные результаты. Знаю, что в одной сельской школе готовят, как дома. И в то же время выполнены все требования. Сумели же как-то приспособиться. Значит, не в избалованных детях дело всё-таки.

Моё конкретное предложение всем – власти, представителям комбинатов школьного питания, контролирующих органов, фермерам и производителям сельхозпродукции – сесть за общий стол, определить задачу и выработать стратегию, чтобы выстроить новую систему.