С сентября прошлого года в школах действуют новые федеральные образовательные стандарты для таких детей. Чего достигла инклюзия в нашей области и какие возможности у особенных детей, разбирался корреспондент «АиФ Оренбург»?
Как оказаться вне социума
Закон предусматривает, что любая образовательная организация обязана создать специальные условия для получения образования каждому обучающемуся с особыми потребностями. Детей обучают с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПРа). При определении формы и степени интеграции ребёнка в заведение, комиссия учитывает особенности его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
- Развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность и возможность выбора образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его возможностей, - сообщили в министерстве образования Оренбургской области. - Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать особые условий. Одно из них - преодоление архитектурных барьеров. С 2011 года в регионе реализуется государственная программа области «Доступная среда». Участниками государственной программы с 2011 года стали 177 общеобразовательных организаций. Данная программа рассчитана до 2020 года.
К сожалению, в области подготовили именно материальную базу, с кадровой подготовкой дела обстоят похуже.
Права для всех
Как так получилось, что парень оказался вне социума? Не будем говорить о родителях, но почему о человек не вспомнили хотя бы тогда, когда отменили диагнозы «необучаемый»?
О возможностях, о которых рассказывает и предоставляет бесплатно организация «Образование для всех», в Саракташе узнали из районной газеты. Организаторы проекта сначала хотели создать правовую школу для родителей, чтобы рассказать о правах и возможностях их детей. Зачастую происходят ситуации, когда ребёнок особенный, но его не хотят принимать в школу, и тогда получается так, что комиссия направляет его на домашнее обучение, поясняют волонтёры. Это только одна из проблем. В проекте работает юрист, которые безвозмездно оказывает консультации семьям детей с ОВЗ и инвалидностью.
Кроме того, что родители часто не знают свои права, они имеют недостаточную информацию о своих возможностях. Команда Веры создала сборник, где перечислены все учреждения образования для особенных детей в нашем регионе. Жаль, что это раньше не сделали чиновники. Кроме того, при проекте проходят семинары и вебинары специалисты - дефектологи, логопеды, психологи, инструкторы ЛФК, юристы. Они оказали помощь уже больше 100 семей. Поучаствовать в них и формировать темы следующих бесед можно на сайте deti56.ru, где также выложен и сборник всех учебных заведений.
От формальной инклюзии
В Оренбуржье 244 ребёнка приступили к занятиям по новым стандартам - включились в инклюзию.
КОМПЕТЕНТНО
Инклюзия предполагает команду
Отдать ребёнка в специальную школу или в общеобразовательную, вольны решать родители, руководствуясь показаниями психолого-медико-педагогической комиссии. Необходимо понимать, что в специальной школе присутствуют необходимые технологии, сформирован кадровый состав. Но статистика свидетельствует, что только 10-12% учителей, работающих в коррекционных школах, имеют дефектологическое образование, что уж говорить о массовых учебных заведениях. В условиях инклюзивного образования особенно важным является изменение общественного сознания учителей, родителей по отношению к детям с ОВЗ. Родители должны понимать, насколько их ребёнок психологически и физически и готов к совместному обучению с детьми нормы. Многие уверены, что их ребёнок справится, но не всегда учитывают сложность ситуации включения ребёнка в образовательный процесс: проблема адаптации, наличие средовых барьеров… Безусловно, у инклюзивного образования есть несомненные плюсы: ребёнок имеет равные возможности в обучении, может в большей мере реализовать свой потенциал. Однако сегодня общество не в полной мере готово к такому типу обучения. Прежде всего, не готовы учителя, так как для работы с детьми с особыми образовательными потребностями необходимы знания в области теории и практики коррекционного обучения, специальной психологии, умения проектировать и работать на основе индивидуальных образовательных маршрутов. Многолетний опыт работы специальных педагогов и психологов нашего университета, постоянное взаимодействие с образовательными учреждениями, проведение курсов переподготовки и повышения квалификации свидетельствует о том, что иногда в условиях массовых школ педагог, не имея элементарных дефектологических навыков, испытывает профессиональные затруднения. Понятно, что одному учителю сложно в этой ситуации. Вообще инклюзия предполагает командную деятельность учителей, психологов, дефектологов, родителей, социальных работников. Ведь каждый ребёнок с ОВЗ - это отдельная планета, особый мир.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Начальник управления образования Оренбурга Нина Гордеева
Мы подготовили все школы к возможности реализации инклюзии. Но особых изменений пока не произошло. Дети в основном продолжают учиться в коррекционных классах. Нет и таких ребят, которые находясь на домашнем обучении, ходили бы на занятия в школу чуть ли не каждый день. Дело в том, что родители детей с серьёзными заболеваниями боятся отводить детей в школу.
Нет, у нас сейчас возможности организовать в школах тьюторов. Хотя они нужны только при определённых заболеваниях, как правило, для того, чтобы помочь ребёнку в передвижении и обслуживании. Но таких детей у нас на очном обучении нет.
При внедрении инклюзивного образования, прежде всего, возникают эмоциональные трудности. Родителей детей с ОВЗ больше устраивает форма домашнего обучения. Они приводят детей в школу, когда ребёнок более или менее хорошо себя чувствует на занятия по внеклассной работе, или школьные праздники для адаптации. А родители здоровых детей не готовы принять особенных ребят.
*Тьютор (от англ. tutor – наставник) - педагог, который помогает ученику в процессе обучения: от выполнения заданий до помощи в передвижении
Смотрите также:
- Считанные месяцы остаются до завершения реформирования бюджетных учреждений области →
- Куратор для педагога. Кому выгодна пятидневная учебная неделя? →
- Оренбургские школьники будут изучать основы мировых религий →