Речь идёт об очередных шагах по внедрению Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для учёта оборота алкоголя, которые вводятся с 1 января 2016 года.
Предприниматели уверены: этот шаг может попросту похоронить легальный рынок напитков, одновременно с этим расчистив поле для неограниченного потока контрафакта.
Родословная для бутылки
Справедливости ради нужно отметить, что система ЕГАИС в России работает уже без малого 10 лет. В середине 2000-х, когда она вводилась, рынок уже испытал шок, и немало было сломано копий, чтобы выработать приемлемые форматы работы. Однако если тогда электронному учёту подлежали партии алкоголя, то сегодня речь идёт о введении персональной электронной «прописки» для каждой бутылки. Проще говоря, с момента производства до момента отпуска в руки покупателю каждое действо над даже самым маленьким «шкаликом» должно заноситься в электронную базу данных.
Само государство объясняет такой жёсткий контроль удобствами для потребителей. Так, скачав программу и сфотографировав на камеру телефона код на акцизной марке (или из кассового чека), можно тут же увидеть весь путь этой бутылки - где и когда разлита, через какие оптовые склады прошла и т.д. Таким образом, покупатель уверен, что это не подделка и не перефасованный в заводскую тару «левак».
Но есть и обратная сторона медали - чтобы подключиться к системе ЕГАИС (а только так можно получить право торговать легальным спиртным), и предприятиям, и продавцам придётся выложить огромные деньги. Нужно перепрограммировать кассовые аппараты, добавив в них специальные модули для связи с базами данных ЕГАИС. Цена вопроса для небольшого магазинчика - около 170-200 тысяч рублей, для универмага побольше - около миллиона. И это ещё не считая затрат на обслуживание. Где взять такие деньги, например, крошечному сельпо - непонятно…
Эксперты не сомневаются - бизнес, которого и так душат налогами и поборами в кризис, попросту откажется торговать спиртным. Но радоваться поборникам трезвости рано - свято место, как говориться, пусто не бывает.
Назад, в лихие 90-е?
По данным Росстата, Оренбургская область год от года всё меньше потребляет алкогольных напитков. Так, если в 2012 мы выпили 911, 03 тысяч декалитров водки и другого крепкого «горячительного», то в 2015-м эти показатели снизились почти втрое – по прогнозам, потребление составит около 280 тысяч декалитров (продажи легального крепкого алкоголя сократились на 69,3 %). Очевидная победа борцов с «зелёным змием»? Увы… За тот же период значительно выросло число разоблачённых случаев по ввозу алкоголя нелегального, в основном из соседнего Казахстана. И это только то, что удалось обнаружить полиции и Роспотребнадзору. Неучтённые же объёмы «казашки» (так в народе называют контрафактную водку из Казахстана – примечание редакции), по мнению экспертов, в сотни раз больше! На рынке просто произошло перераспределение – от легальных поставщиков к подпольным «бутлегерам».
Причины популярности привозной «бормотухи» очевидны - если бутылка легальной поллитровки, выпущенной в России, у нас стоит минимум 185 рублей, то контрафакт можно взять и за 70 рублей. А если предпринимателей всё-таки обяжут ещё и покупать блоки контроля ЕГАИС, то волей-неволей придётся ещё повышать цену на легальные напитки - нужно ведь как-то компенсировать затраты! Вот и получается, что законному бизнесу государство буквально выписывает «чёрную метку». А это означает, что мы рискуем окончательно вернуться во времена «лихих 90-х», когда «бормотухой» торговали все, кому не лень, а число смертей от отравления суррогатом било все мировые рекорды.
Мнение эксперта
Виктор Коршунов, эксперт регионального отделения ОНФ в Оренбургской области:
Смотрите также:
- Контрафакт. Как остановить расширение нелегального рынка в Оренбуржье →
- Осторожно: оренбуржцев травят паленой водкой! →
- Кто и зачем «кошмарит» алкогольный рынок? →