Правительство России уже запланировало падение объёмов валового внутреннего продукта на 4-5% и сокращение реальных доходов населения на 9%. Страну ждут два трудных года, рост безработицы и бюджетный дефицит. В связи с этим кабинет министров уже разработал и принял антикризисную программу, которая поможет вытащить «забуксовавшую» экономику.
А что же тем временем происходит у нас? Какие шаги предприняли оренбургские чиновники и законодатели, чтобы на региональном уровне спасти областную экономику от падения в пропасть? Ответ, увы, неутешителен - собственные программы ещё только разрабатываются, а первое антикризисное заседание депутатов Законодательного Собрания пройдёт лишь 25 февраля. В целом же государственные мужи заняли выжидательную позицию и рассчитывают, по-видимому на то, что всё «само устаканится».
В режиме ожидания
Справедливости ради нужно отметить, что кризис в области начал ощущаться ещё в октябре прошлого года. Первым признаком этого стало резкое снижение инвестиционной активности. Проще говоря, предприниматели почти на 20% сократили финансовые вложения в свой бизнес: меньше стали покупать нового оборудования, станков, материалов… Всё это через некоторое время неизбежно приведёт к падению производства или как минимум - к его стагнации.
Сжимались и кредитные программы в банках - ещё до роста ставки финансовые учреждения сокращали кредитные линии или вовсе отказывали бизнесу в займах. И это тоже вполне объяснимо: росли риски, что предприниматели начнут банкротиться один за другим, а тогда выданные средства не вернуть уже никакими способами.
К счастью, пока худшие из прогнозов не оправдываются - ни массовых банкротств, ни массовой же безработицы не наблюдается. Но рост рисков и недоверия - налицо. Банки, а вслед за ними и предприятия, фактически сегодня перешли в режим ожидания. Поддерживается лишь минимально необходимая деловая активность, чтобы генерировать прибыль, необходимую для выживания. О новых серьёзных проектах пока не идёт и речи.
Окно возможностей
В этой ситуации областное правительство и законодатели тоже решили выдержать паузу. Олег АВДЕЕВ, вице-президент Торгово-Промышленной палаты области, рассказал, что в регионе лишь в начале февраля была сформирована антикризисная комиссия, однако как она будет работать и кто назначен ответственным за разработку конкретного плана действий - пока непонятно.
- Насколько я знаю, ни одного нашего специалиста в состав этой комиссии не пригласили, - объясняет эксперт. - Поэтому о её работе судить ничего не могу. В то же время я предполагаю, что задержка с разработкой антикризисных мер вызвана в первую очередь тем, что в областном правительстве ждали федеральной программы, которую опубликовали лишь на прошлой неделе. Предлагать свои меры прежде, чем это сделает федеральный центр - неправильно. К тому же возможностей для манёвра у нас не так уж и много: бюджет-то региона свёрстан с дефицитом.
Кроме того, накладывает своё ограничение и законодательство: средства местного бюджета в первую очередь должны идти на выполнение социальных обязательств - выплату зарплат учителям, врачам, содержание детсадов, больниц, школ и домов культуры, поддержку инвалидов, малоимущих и т.д. Вкладывать миллиарды в бизнес-проекты, пусть даже и приоритетные, весьма проблематично. У области нет «кубышки», вроде Резервного фонда правительства РФ, наоборот - приходится даже занимать деньги, в том числе и выпуская облигации. Впрочем, и это ещё не все преграды для нормальной работы антикризисной команды…
Совет молчунов
С недавних пор разработка разнообразных программ стимулирования экономики в области полностью передана в руки исполнительной власти. Министерства и ведомства «варятся в собственном соку», разрабатывая документы, которые потом сами же и исполняют. Хотя всего два года назад подобные программы в обязательном порядке проходили обсуждение в Законодательном собрании области. То есть фактически - имели силу регионального закона.
Эксперт нашего еженедельника, близкий к правительственным кругам, рассказал, что пассивность депутатов в вопросах стратегического планирования привела к тому, что проекты развития просто вовсе перестали им показывать. Народные избранники, впрочем, и не сильно возражали - ограничивались лишь голосованием по базовым бюджетным пунктам, не особо вникая в детали.
- Вы посмотрите на нынешний состав ЗС - 70% депутатов - фактически «молчуны», которые не вносят никаких рациональных предложений, а просто голосуют, как большинство, - говорит эксперт. - Кто действительно проявляет активность, пытается найти закавыку в каждом слове - так это оппозиция. Зачастую их идеи просто голый популизм, который невозможно реализовать. Но иногда проскакивают здравые предложения. А главное - хотя бы ведётся дискуссия, идёт обсуждение, поднимается проблема!
Ещё хуже дело обстоит на уровне муниципалитетов. Там обсуждение экономических программ нередко и вовсе превращается в фарс. Само слово «инвестиции» приводят в ступор иных народных избранников. О стратегическом мышлении и речи нет - тут бы текущие «дыры» залатать, особенно когда в казне денег нет даже на то, чтобы уличное освещение в посёлке оплатить.
- Мы можем сколько угодно разрабатывать инвестпрограммы на уровне области, но ведь работать-то предприниматель будет «на земле», то есть в конкретном муниципалитете, районе, - объясняет эксперт. - И что его там ждёт, представляете? Бороться с кризисом нужно сначала в головах наших районных чиновников и депутатов. А директивами «сверху» поля не засеешь, заводы не построишь!
К сожалению, пока работа правительства выстроена по схеме ручного реагирования - где обстановка накаляется, туда едет губернатор или его замы и пытаются «тушить пожар». Системная, планомерная работа только-только начинает выстраиваться. Но парадокс в том, что у многих народных избранников как будто никакого кризиса и нет - всё то же ожидание, что «само рассосётся».
Впрочем, получая по 70-80 тысяч рублей стабильной зарплаты в месяц, действительно можно позволить себе переждать финансовые штормы, пока другие будут перестраивать экономику и развивать импортозамещение. И призыв президента страны сократить бюджетные траты на 10% в итоге коснётся кого угодно, но только не «защищённого контингента»…
КОМПЕТЕНТНО
Вячеслав СКЛОНЮК, президент областного Фонда поддержки малого бизнеса
- Сложно говорить об антикризисной программе, если финансирование уже существующих программ поддержки предпринимательства третий год подряд сокращается, причём не на проценты даже - а в разы. В 2013 году мы получили 200 миллионов рублей - эти деньги выдаются предпринимателям в виде субсидированных кредитов и невозвратных грантов. На 2015 год нам обещали выделить 116 миллионов, но и эта сумма ещё не окончательная и скорее всего подвергнется секвестру минимум на 10%. Итого что же на выходе? 20% инфляции плюс 10% секвестра - вот столько не получит бизнес у нас в этом кризисном году.
Между тем очереди за кредитами и господдержкой - огромные! Сотни предприятий не могут взять кредит в банке: ставки запредельные, да и банкиры не торопятся финансировать проекты в кризис. А через два с небольшим месяца - старт посевной! Раньше брали заём весной - осенью возвращали. Как теперь будет идти сев - непонятно. Аналогично и с импортозамещением. Люди готовы увеличить выпуск сыров, колбас, молока, даже копчёности наподобие хамона делать. Но где взять деньги на запуск нового производства? Без доступных кредитов нам выкарабкиваться из кризиса ещё лет 20…
ОФИЦИАЛЬНО
Владимир ПУЗИЙ, депутат Законодательного собрания
- Никаких дополнительных собраний по кризисному поводу руководством ЗС не намечено. Будет очередное заседание 25 февраля, на котором, возможно, и будет затронута тема спасения экономики области. Впрочем, если говорить об аграрном комитете, членом которого я состою, то мы били тревогу ещё несколько лет назад, кричали просто, что сельское хозяйство стагнирует, СПК и фермеры, подсевшие на кредитную иглу - банкротятся один за другим. Ведь посмотрите, что выходит - закуплена импортная техника, а на неё запчасти - в долларах. О чём думали, когда разваливали отечественное сельхозмашиностроение? Вагонами завозили заграничную говядину - и выбили собственные стада. А теперь спохватились! Опять, выходит, задним умом умные…
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Денис МИНАКОВ, главный редактор «ФЭБ»
- Объективности ради нужно сказать, что пока явных кризисных явлений в экономике области большинство субъектов бизнеса не наблюдают. Да, безусловно, есть спад, есть проблемы с инвестициями, но массовых остановок производств, замороженных строек и резкого всплеска безработицы - нет. Были кое-где проблемы с увольнением персонала, но вмешивался губернатор и ситуацию стабилизировали.
Про конкретную антикризисную программу областного правительства я, признаюсь честно, ничего не слышал. Хотя понимать, как мы будем развиваться и жить в 2015-2016 годах, конечно, нужно. Другой вопрос, что такую программу вообще разработать крайне сложно - слишком много неопределённостей в экономике и геополитике, которые зависят не от нас. Поэтому, полагаю, ситуация «ручного управления», когда первые лица области будут непосредственно решать проблемы по мере их поступления - сохранится. Как минимум - до 3-4 квартала этого года.
Смотрите также:
- Куда едем? В Оренбурге появятся единые стандарты пассажирских перевозок →
- Оренбуржцев ждёт медленное снижение уровня жизни и падение доходов →
- Кому нельзя в декрет? Как мотивировать врачей ехать на село →