За поллитровку самой дешёвой «беленькой» теперь придётся выложить минимум 199 рублей, а любителям более благородных напитков вроде коньяка - минимум 340 рублей. Из-за роста курса валют в среднем на 15-20% подорожало и импортное «горячительное». Если раньше самый дешёвый виски можно было взять за 380 рублей, то теперь дешевле 450 не найти. Таким образом, государственная концепция по «закручиванию гаек» на рынке алкоголя вышла на свою финишную прямую: всего за два года водка подорожала почти вдвое, и это не предел.
Однако помогает ли на практике повышение цен на спиртное уменьшить пьянство? И как скажется эта мера на оренбургских производителях и продавцах алкоголя? Ведь некогда в этой отрасли работали более 10000 человек, а доходы от деятельности на 15% наполняли местный бюджет…
Пиво вместо молока
Очередь из «страждующих» к магазинчику на улице Терешковой, недалеко от центрального рынка, выстраивается аккурат к 10 часам утра. Именно в это время открывается местная «разливайка»: помятые мужчины, реже - студенты местных общежитий берут дешёвый портвейн и вино в пакетах как самый дешёвый алкоголь. На закуску - замоченная в тузлуке килька с чёрным хлебом или соевая эрзац-колбаса с майонезом.
- Мы свой контингент уже как облупленных знаем! - смеётся продавщица Татьяна. - Как позакрывали два года назад рюмочные, так они теперь к нам «прибились». Водку покупают редко - всё-таки без малого 200 рублей за бутылку это дорого. Тем более, что под боком продают дешевую продукцию из Казахстана, она почти втрое дешевле нашей «беленькой»…
Нехитрые выводы продавщицы Татьяны полностью подтверждают и данные Росстата: официально потребление крепкого алкоголя в области снижается (см. таблицу). Но, похоже, пить на самом деле меньше не стали - просто вместо учтённого спиртного российского производства теперь всё больше «налегают» на дешёвый казахстанский суррогат. При этом легальная водка сдаёт свои позиции и по популярности: на первом и втором месте у оренбуржцев по популярности (в пересчёте на чистый алкоголь) - пиво и креплёные вина. «Беленькая» - только на третьем.
Есть и ещё любопытные цифры: по данным того же Росстата в структуре продовольственных расходов спиртное занимает одно из лидирующих мест. Так, среднестатистический оренбуржец тратит на горячительное в четыре с половиной раза больше, чем на хлеб; в два раза больше, чем на молоко, в два с лишним раза больше, чем на овощи! В этой связи с иронией хочется вспомнить известную поговорку «не хлебом единым сыт человек». Вот уж точно - не хлебом…
И чёртики зелёные в глазах…
Официально в Оренбургской области сегодня состоит на учёте в наркодиспансерах около 2300 больных хроническим алкоголизмом; неофициальные цифры почти в десятеро выше. Фактически эксперты полагают, что алкогольной зависимостью в той или иной степени в области страдают порядка 40-50 тысяч человек. В поле зрения врачей-нарколого вже попадают лишь те, у кого от постоянного пьянства уже начался распад личности либо были приводы в полицию из-за буйств во хмелю. А принудительно лечить от алкоголизма теперь у нас нельзя: каждый живёт (и пьёт) так, как ему заблагорассудится.
- Уничтожение прежней системы медицинских вытрезвителей и лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) я считаю огромной ошибкой! - недоумевает Ольга Мискина, врач «Скорой помощи». - И сегодня весь этот «весёлый контингент» оказался сброшен на нас, медиков «неотложки». Позвонит какой-нибудь сердобольный человек по 03, мол, у них возле подъезда пьяный спит. Мы приезжаем, забираем его - и куда везти? В полиции такие не нужны, если он не буянит, зачем его в «обезъянник» сажать, да ещё ответственность нести? И в больницу везти тоже удовольствия мало: кому понравится, если в приёмном покое такая вот личность будет «благоухать» всеми спиртными ароматами и требовать «продолжения банкета»? А ведь раньше до четверти всех пациентов ЛТП навсегда «завязывали» с зелёным змием. И как бы ни ругали систему - она всё-таки работала…
Не видят медики пользы и от повышения цен на спиртное:
- Мы только-только ушли от тех жутких времён, когда целыми подъездами люди травились суррогатом, техническим спиртом типа «Росинки». Да и качественный алкоголь не вызывает такого буйного, агрессивного опьянения… А вот теперь мы снова сталкиваемся с «хорошо забытым старым»: высокая стоимость водки приводит к тому, что опять пьют всякую дрянь. Особенно тяжело в праздники: вызовы с отравлениями идут буквально один за другим…
Экономика стакана
Есть и ещё один момент: производство и реализация алкоголя всегда были для области делом прибыльным. Некогда в Оренбуржье работало пять крупных ликёро-водочных заводов, которые производили порядка 160 миллионов поллитровок «беленькой» в год. Но под напором конкурентов к 2013 году в регионе фактически не осталось ни одного своего производителя (хотя оренбуржцы выпивали в среднем по 280 миллионов бутылок в год). 27 января правительством области с помпой был презентован запуск обновлённого завода по производству местной водки в райцентре Первомайский. Его производительность составляет до 45 млн. бутылок в год, но пока он работает лишь на треть возможной мощности. Между тем производство «беленькой» - дело весьма прибыльное для буджета. Ведь себестоимость бутылки очень низка, а основная цена складывается из-за акцизного сбора.
– 30 процентов акциза с каждой бутылки идет в региональный бюджет, - объясняет Вячеслав Васин, министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. - Сегодня акциз в стоимости одной бутылке водки - 100 рублей, значит 30 из них идут в казну области.
Соответственно, если завод будет максимально загружен, то акцизные доходы казны составят 4,5 миллиарда рублей! Это почти 10% областной казны и сопоставимо с суммами, которые область получает в виде налоговых поступлений от компаний, занимающихся добычей газа в регионе. Вот только собрать эти деньги практически нереально: даже в Росалкогольрегулировании уверены, что при высокой цене на водку люди будут искать варианты, где бы «затариться подешевле». А значит, открывается прямая дорога к бутлегерам и самогонщикам, которые никаких налогов и акцизов не платят вовсе…
КСТАТИ:
- С 1 августа этого года цена на спиртное вновь вырастет - за поллитровку водки придётся выкладывать минимум 220 рублей. Это ещё больше будет стимулировать торговцев некачественным «пойлом», а производителей местного алкоголя заставит свернуть производство. В МЭР области уже бьют тревогу по поводу окупаемости первомайского проекта. Он может не выдержать конкуренции с нелегалами.
- В 2014 году в Оренбуржье могут восстановить систему вытрезвителей. Правда, работать они будут не по старой советской системе, а как сеть пунктов неотложной наркологической помощи. Пока непонятно, за чей счёт предполагается содержать подобные «заведения», однако предполагается, что они будут относится к системе социальной помощи при тесной поддержке медицины.
КОМПЕТЕНТНО
Владимир Карпец, главный нарколог области
- Я считаю, что те политические шаги, которые принимаются правительством области и Российской Федерации, оказываются очень эффективными в части борьбы с алкоголизацией населения. Я имею в виду и повышение стоимости алкоголя, и ограничение времени его продажи с 10 утра до 22 вечера. И, конечно же, полный запрет на реализацию спиртного в отдельные праздничные дни.
Впрочем, лучше меня скажут цифры статистики. Если в 2000-2002 годах у нас умирало от отравления спиртным порядка 1000 человек в год, то по итогам 2013 года это число уменьшилось в пять раз. Так что я считаю, что антиалкогольный курс властей нужно продолжать. В конце-концов, жизнь даже одного человека не стоит тех миллиардов, которые планируется зарабатывать на акцизах.
Андрей Меркулов, сомелье
- Мои коллеги из винных бутиков очень болезненно реагируют, когда их ставят в один ряд с теми, кто спаивает население. Наша задача - принципиально противоположная. Культура пития подразумевает наслаждение вкусом, нацеленность на процесс. А алкоголикам важен в первую очередь результат. Если человек интересуется историей, культурой, гастрономией, путешествует - у него развивается и культура употребления алкоголя. Если ему в принципе в жизни ничего не интересно, он выбирает самый простой способ оторваться от реальности. Это такой же вопрос, как почему люди смотрят ток-шоу по центральным каналам и не смотрят канал «Культура»? Это бедность, причём не только материальная, а скорее социальная, психологическая. Люди живут по тем канонам, к которым они привыкли. Если культура правильного питания, правильного потребления алкоголя не прививалась с детства, она не появится сама по себе, даже если человек и начнёт зарабатывать больше.
Олег Россошанский, исполнительный директор «Ассоциации операторов алкогольного рынка Оренбуржья»
- Рост минимальной цены на алкоголь наносит прямой удар по легальным производителям спиртного. Особенно это болезненно для нашей приграничной области, когда открыты границы Таможенного союза и беспрепятственно можно ввозить водочную продукцию из сопредельного государства по низкой цене. И речь здесь не идёт о выгоде производителя или бюджета, речь идёт об элементарном защите рынка от контрафакта. Ведь очевидно же, что при такой доступности человек выберет дешёвый продукт, пусть даже и себе во вред. Соответственно, повышать цены можно только тогда, когда рынок защищён. В противном случае мы будем наблюдать ровно ту картину, что есть сейчас: официально продажи легального алкоголя стремительно падают, а объёмы изымаемого нелегального продукта - растут. Мы же просто подарок для поставщиков контрафакта таким образом делаем!
Потребление алкоголя в России на душу населения, л*.
1990 - 5,38
1995 - 8,3
2000 - 14,2
2005 - 17,8
2011 - 13
2012 - 11,4
2013 - 10,6
По данным Роспотребнадзора и Росстата
Смотрите также:
- Контрафактный алкоголь становится смертельной угрозой для оренбуржцев →
- Не жаль вина – жаль ума. Чем вредит водка отечественной экономике? →
- «Химия» в стакане: долго ли еще нам пить суррогат? →