Но, как в той присказке, требуется не «рыба», а «удочка». Вот почему проект «Стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года» обсуждали на прошлой неделе представители власти, бизнеса, науки и общественности – члены Экспертной группы по внедрению стандарта АСИ и приглашенные. А на следующий день его озвучили на очередном заседании областного правительства.
Территория возможностей
Наталья Левинсон, вице-губернатор- заместитель председателя правительства области по финансово-экономической политике, уверена: инвестиционная стратегия – это вектор развития региона и ориентир для его жителей. «Уже сегодня наша область - территория больших возможностей, и стратегия как раз и должна определить приоритетные направления и конкретные предложения для частных и государственных инвесторов, а также ключевые механизмы и инструменты госполитики»,- считает она. По сути, прямо или косвенно, но выбор стратегии развития области коснётся каждого её жителя.
Наталья Струнцова, заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли, детально прокомментировала каждое положение документа. Основная его цель – сформировать в Оренбуржье инновационно-инвестиционную модели экономики, для чего и нужно увеличить приток инвестиций в регион. За прошлый год в экономику Оренбуржья вложили 151 млрд. рублей. К 2020 году этот показатель должен вырасти до 220 млрд. рублей.
Предполагается, что на первом этапе (2013 – 2015 годы) реальные инвестиции поступят из внутренних источников. В последующие пять лет вырастет число внешних инвесторов, муниципалитеты станут привлекательнее для инвесторов, а приграничное и межрегиональное сотрудничество расширится.
Сырьё не в тренде?
Владимир Колесников, глава Экспертной группы области, бизнесмен, предложил учесть в проекте макроэкономические тренды. Например, рост спроса на продовольствие, что открывает для России рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, снижение ценности углеводородного сырья, а также обострение рисков, связанных с негативными глобальными явлениями в природе: дефицитом пресной воды, изменением макроклиматических условий.
Он также предложил расширить перечень ограничителей инвестиционного развития, представленных в проекте такими негативными явлениями, как диспропорции уровней оплаты труда в различных секторах - особенно в сельском хозяйстве. Но по этому поводу были и другие мнения. Вера Адаева, руководитель управления инвестиционных стандартов Департамента по развитию приоритетных программ АСИ, напомнила, что за этим явно негативным фактом вполне может стоять интерес инвестора, который всегда нуждается в менее дорогой, но квалифицированной рабочей силе.
В числе прочих отрицательных факторов бизнесмен назвал демографический спад, сопровождаемый оттоком населения, качество и комфортность среды проживания в населенных пунктах, высокую вероятность опустынивания части территории региона в связи с глобальными климатическими изменениями, деградацию сельскохозугодий из-за их нерационального использования, снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов, незначительную долю производства продукции высоких переделов и другое. Владимир Колесников уверен: из-за своих природных ресурсов область сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на продукцию с низкой добавленной стоимостью, к которым как раз и относятся непереработанные нефть и газ.
Для дальнейшей работы над стратегией он предложил пригласить именитых специалистов. «Нам нужен Гус Хиддинк макроэкономики. Если нет, давайте собирать крепкую «дворовую команду», - провёл аналогию бизнесмен.
Краткость сестра таланта
Виктор Сытежев, президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области посчитал, что объём документа нужно уменьшить: «В первоначальной версии было 150 страниц, сейчас осталось 35, но нужно еще подсократить». Он также заявил, что не увидел новых подходов и сам документ показался ему нечитабельным. С этим не согласились остальные участники встречи, которые никаких новых подходов и не ждали, поскольку это все же стратегия, а не революция. Президент ТПП считает, что нужно конкретизировать документ для инвесторов: по его мнению, кроме нефти и газа в Оренбуржье нет для них привлекательных отраслей, да и здесь весь потенциал исчерпан.
«Стратегий было много, хочется уже результатов. Но сам документ их не даст. Они будут, когда по нему начнут работать. Считаю, нужно проект одобрять, принимать и настраиваться на реализацию», - сказал Александр Куниловский, депутат Законодательного собрания области и гендиректор строительно-инвестиционного комплекса «Ликос». Оппонируя Виктору Сытежеву, он подчеркнул, что инвестиционный потенциал ТЭК вовсе не исчерпан – нужны огромные вложения в новые способы добычи нефти и газа. Это выгодно региону, поскольку базовые отрасли должны оставаться основой региональной экономики, якорями для наращивания потенциала.
Александр Трубников, председатель комитета по законности и правопорядку Заксобрания, считает, что цель стратегии обозначена недостаточно «выпукло»: «Для чего это все нужно? Для повышения качества жизни населения - на дороги, социальные выплаты....»
Он также уверен, что необходимо задуматься над тем, как помочь людям найти себя в Оренбургской области, а не в Питере или Москве. Поддержал депутат и Владимира Колесникова, в ходе дискуссии предложившего проанализировать деятельность «лежащих на боку» предприятий, проблемных инвестиционных проектов, которым нужно либо помочь, либо вовсе закрыть. «Эти хозяйствующие субъекты наносят экономические и политические пробоины, и в целом портят общий фон и инвестиционный климат»,- сказал Трубников.
Владимир Киданов, председатель совета директоров банка «Русь», депутат Заксобрания, предложил не рассчитывать на инвестиции со стороны кредитных организаций: «Система региональных банков все больше размывается, а когда головной офис в Москве, инвестировать в регионе сложно». Кроме того, он считает, что законодательство излишне строго к бизнесу. Например, пониженная ставка по налогу на прибыль доступна только крупным предприятиям. Как законодатель, для каждого предпринимательского уровня он предложил выработать свой подход – и для крупного, и для малого, и для среднего.
Одобрили молча?
Заслушав проект стратегии на очередном заседании правительства, главы муниципалитетов вопросы задавать не решились или, может, не захотели. Этот факт отметила вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон: «Бизнес проявил к Стратегии самый живой интерес. Значит, они задумываются и о своем будущем, и связывают его с Оренбуржьем. Прошу всех активно включиться в процесс обсуждения. Успех второго этапа напрямую зависит от нашей совместной работы!»
Приглашая к диалогу, Наталья Левинсон поделилась своими мыслями и сомнениями по поводу приоритетов и индикаторов стратегии. Она предложила задуматься, а верно ли мерилом успеха считать рост инвестиций, а, например, не количество новых рабочих мест? Стратегически важный момент – нужно ли Оренбуржью увеличить долю экспорта? На какие отрасли всё-таки стоит сделать ставку, ведь на обсуждениях многие высказались о необходимости развития не топливно-энергетического комплекса, а совсем других сфер? Вице-губернатор уверена, что многое зависит как раз от руководителей «на местах». Здесь очень показателен пример Николая Першина, главы Соль-Илецка, благодаря усилиям которого солёные озера получили серьёзную поддержку из федерального бюджета. В результате чего, на территории области появится настоящий туристический рекреационный кластер.
Проявил себя и Юрий Коваленко, глава Сакмарского района. «Он услышал, что между областным правительством и итальянскими инвесторами на форуме в Сочи подписано соглашение о строительстве макаронной фабрики и не растерялся. Пришёл и сказал: а давайте ко мне в район, есть подходящая площадка! Побольше бы таких инициативных руководителей», - сказала Наталья Левинсон.
Смотрите также:
- Оренбуржье представит свою стратегию развития на Общероссийском форуме →
- Оренбургской области требуется модернизация во всех сферах экономики →
- Транспортный узел Евразии →