Месяц спустя. В Оренбуржье на трассе вновь застряли десятки машин

В Северном районе Оренбургской области федеральную трассу М-5 «Урал» на несколько часов парализовало: около 60-70 автомобилей застряли в пробке на 1249 км дороги на границе с Татарстаном. Корреспондент АиФ Оренбург выяснял, почему произошел затор, насколько быстро его ликвидировали и, главное, сделали ли власти и спецслужбы выводы из снежных заносов на орской трассе  в начале января 2016 года.

   
   

Грузовики на льду

Февраль в Оренбургской области начался с оттепели и мокрого снега, причем практически по всей территории региона, поэтому гололедица и днем и ночью на дорогах – дело совершенно неудивительное. Именно она, прежде всего, и стала причиной ДТП, в которое попало два большегрузных автомобиля, что и спровоцировало пробку из  60-70 автомобилей на 1249 км трассы М-5 «Урал».

При подъеме в гору сломался грузовик Scania. Застрявшая машина стала первым звеном в цепочке. К тому же, прицеп грузовика занесло, и именно он перекрыл большую часть трассы. Затем на этом же подъеме встал и большегруз Volvo. Таким образом, дорога оказалась загромождена двумя большегрузными машинами.

Сначала туда не могла подъехать даже спецтехника, чтобы растащить застрявшие грузовики. Лишь после того, как инспекторы ГИБДД, спасатели и дорожные службы расчистили сначала часть дороги, чтобы обеспечить хоть какое-то движение автомобилей, большегрузы смогли убрать с трассы, а окончательно ликвидировали затор лишь к 9.20 по местному времени.

Итак, подводим промежуточные итоги: около 6 часов потребовалось всем службам, чтобы разобраться в сложной дорожной ситуации в условиях усилившегося ветра, метели и гололеда.

Более того, ночью же в район затора выдвинулся и мобильный пункт обогрева на 30 человек, который оставался на 1218 км еще долгое время.

Сделали выводы?

Ровно месяц назад, день в день, на орской трассе также застряли несколько десятков машин. История закончилась многочасовым снежным пленом больше сотни людей, 84 человека были эвакуированы, 12 госпитализированы, многие с серьезными осложнениями после обморожений, 1 человек погиб.

     
   

Постараемся разобраться объективно, что именно произошло на трассе Оренбург - Орск 2-4 января этого года. Первое – погодные условия были несравненно хуже: метель, ветер и снег в считанные минуты засыпали машины.

Второе – о реконструкции событий с выяснением первопричины той самой многокилометровой пробки речь сейчас почему-то официальными лицами даже не ведется. Может быть, следователям все-таки удастся хоть что-то выяснить. СУ СК России по Оренбургской области после принял решение о возбуждении уголовного дела по факту смерти оренбуржца Эдуарда Зиннурова во время снежного затора на трассе Оренбург-Орск. Дело возбуждено по статье «Халатность, повлекшая смерть человека».

Причем, позже в больнице Медногорска появилась еще одна жертва снежного плена - скончалась после инсульта, полученного 3 января, пожилая женщина. И по этому факту также возбуждено уголовное дело.

А еще позже умер в больнице орский капитан полиции Александр Журбин, не оправившийся после болезни, полученной во время спасательной операции.

Третье – власти и службы оказались, действительно не готовы. И этому есть подтверждение, мы уже писали о том, что следственным органам руководитель МЧС Оренбуржья Петр Иванов рассказал о том, что погодные условия не позволили имеющейся в арсенале спасателей региона технике из Оренбурга прибыть к месту ЧС. Спецмашины, которые направили к месту происшествия, оказались неприспособленными к расчистке дорог. В регионе есть аварийно-спасательная служба, но в их арсенале нет гусеничного транспорта. Этим он объяснил факт того, что колесные машины добирались больше восьми часов до места происшествия. Из Оренбурга, по словам Иванова, было направлено семь единиц техники и четыре снегохода, но и эта техника не могла долго выбраться из города, потому что и его дороги были завалены снегом. Остальные машины — гусеничные тягачи — предоставляли муниципальные службы. Иванов считает, что для работы в таких сложных метеоусловиях пожарно-спасательные подразделения региона не приспособлены.

И мобильные пункты обогрева в регионе то ли появились лишь после страшных событий начала года, то ли складировались до каких-то непонятных «лучших» или, не дай Бог, «худших» времен. Иначе чем объяснить, что разворачиваться регулярно они начали лишь через 10 дней, причем, то три, то пять, то девять на разных участках автодорог Оренбургской области. А ведь как они пригодились бы 3 января, ведь до пунктов обогрева, организованных в Медногорске, Кувандыке и Краснощеково, попросту люди, застрявшие на трассе добраться не могли.

Фото: Пресс-служба МЧС РФ

Практически сразу после снежных заносов в Оренбург прилетел первый заместитель министра МЧС Владимир Степанов для «разбора полетов» по горячим следам. Очень многое осталось за кадром. На свет общественности вынесли лишь благодарности руководству оренбургского МЧС за отличную работу. На взгляд как раз очень многих жителей, здесь есть очень большая нестыковка – какая благодарность? Ведь спасательной операции люди ждали более 15 часов, есть человеческие жертвы, есть 12 госпитализированных с обморожениями. Налицо отсутствие четкой системы организации такого рода операций, а тут – благодарность. На самом деле, глубочайшее признание засулижили рядовые спасатели, полицейские, просто добровольцы, которые в этих невыносимых условиях просто совершали подвиг. Имя Данила Максудова, например теперь знает вся страна.

Но продолжим анализировать произошедшее 2-4 января. 10 января начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Виктор Яцуценко признал несвоевременным оповещение населения Оренбургской области в случае со снежными заторами на трасе Оренбург - Орск: «Информирование населения производилось несвоевременно, будет проанализирована работа в связи с данным происшествием». С тех пор смс-рассылка стала носить массовый характер, причем, зачастую сообщения приходят поздно ночью, но, главное, что приходят.

Трассы в январе перекрывали тоже несколько раз, вопрос в том, почему надо было ждать час с лишним, чтобы перекрыть их тогда 2 января вечером?!

То есть какие-то выводы сделаны, систему пытаются отлаживать, чтобы она хоть как-то работала. И показателем того, что все движется в правильном направлении является как раз ситуация с затором на трассе М-5.

Но главный вопрос остается – где вы были раньше, неужели зима – настолько неожиданное явление?