Оптимизация под другим «соусом». К чему приведёт объединение райбольниц?

До сих пор ни одна оптимизация в здравоохранении ещё не довела до добра. © / pixabay.com

С начала года в области активно обсуждают нововведения в сфере медицины, о которых рассказывает региональное министерство. Несмотря на то, что чиновники упорно избегают слова «оптимизация», врачи и пациенты уверены, что предложенные меры никак не помогут улучшить качество и доступность врачебной помощи.

   
   

Почему программа «земский доктор» в принципе не могла решить этот вопрос? Как изменится работа и без того загруженных врачей после объединения больниц разных районов? Как привлекать «свежую кровь» в здравоохранение? Ответы на эти и другие 

вопросы ищем вместе с руководителем регионального отделения профсоюзной общественной организации «Альянс врачей» Гульмирой Кожмуратовой.

Выше нормы

Евгения Чернова, АиФ Оренбург: Гульмира Оралбаевна, когда медики узнали о грядущей реформе? Как в принципе подавалась эта информация?

Гульмира Кожмуратова: Врачи узнали об этом так же и тогда же, когда стало известно общественности – буквально перед новогодними праздниками. Но разговоры о грядущих переменах начались ещё за полгода до этого. В ноябре пошли слухи о том, что все женские консультации Орска будут напрямую подчиняться перинатальному центру горбольницы №3, а взамен «четвёрка» получит в подчинение поликлинику больницы №3.

Думаю, это были первые предпосылки того решения, которое в итоге в конце года было озвучено врачам, а сразу после праздников это стало известно и жителям области. С врачебным сообществом никто не советовался. Я допускаю, что разговаривали с главврачами, но главный врач и обычный врач – это два разных государства. Как правило, первые просто не хотят спускаться вниз и знать, что там происходит.

Всё это подаётся так, будто все изменения направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи. Но эта та же самая оптимизация, которую мы видели в начале 2000-х годов, только подаётся она под другим «соусом». Как бы ни говорили, но количество главных врачей уменьшится, число учреждений в качестве юридических лиц тоже. А любое сокращение у нас теперь принято называть оптимизацией. Но до сих пор ни одна оптимизация ещё до добра не довела.

   
   
За смену врачи порой принимают до сотни пациентов. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

– Какие опасения возникают у врачей в связи с реформой?

– Самое большое опасение – это увеличение нагрузки. Есть же определённые нормы на приём пациентов. Мне, как врачу, на первичный приём нужно порядка 25-30 минут, чтобы полноценно принять человека, выслушать его, задать дополнительные вопросы, выяснить, что принимал. Потом пациента надо осмотреть, назначить обследование, в идеале уже на первом приёме нужно прописать какое-то лечение, чтобы облегчить состояние больного. На всё это уходит до получаса, и это нормально. Простыми подсчётами можно выяснить, что при таком раскладе за шестичасовой рабочий день врач может принять около 12 человек. При этом сегодня совсем закрыли глаза на соблюдение санитарных норм, которые направлены на то, чтобы не заразить следующего пациента: проветривание кабинета, влажная уборка, обработка инвентаря.

Кроме того, врач – это тоже человек. Ему тоже необходимо отвлечься на несколько минут от работы, выпить воды, просто откинуться на спинку стула. И всё это совершенно нормально и нужно для того, чтобы качественно принять следующего пациента.

Но на деле мы видим совсем другое. Доктора за смену принимают от 25 человек и выше, иногда это двойная и даже тройная норма. Нередки случаи, когда за день набирается и до сотни посетителей. При этом врачи не получают зарплату за двоих или за троих.. Хорошие специалисты просто выгорают, у них элементарно не хватает сил на свою работу, и это видит пациент.

После реформы у врачей появятся новые пациенты, а значит и новая нагрузка. Фото: АиФ/ Игорь Захаров

Что в этой картине изменит реформа? После того, как объединят несколько больниц, у врачей появятся новые пациенты – по большей части незнакомые, а порой и запущенные. Врачи во всём этом видят только дополнительную нагрузку, которая и сегодня уже запредельная.

Три составляющих качества

– Почему, на ваш взгляд, предложенные меры не решат проблему доступности и повышения качества?

– Что такое доступность и качество здравоохранения? Качество здравоохранения складывается из трёх составляющих: структура; процесс; результат. В первое входят кадры, финансирование, оплата труда, организационные моменты и материально техническая база. Второе – это лечение, диагностика и профилактика.

Результат – здоровый и счастливый пациент, удовлетворённый оказанной помощью и строящий планы на будущее – возможен только тогда, когда все составляющие работают вкупе. В нашем случае изначально страдает кадровый потенциал. Его попросту нет, врачи не хотят работать, они устали, а молодые специалисты не приходят. Из-за этого падает эффективность процесса, а следовательно нет результата.

Увеличивая нагрузку на имеющихся врачей, мы не получим результат, которого ждём. В итоге будут только недовольные пациенты и ненависть к врачам, которая выливается в соцсетях. Объединив больницы и раскидав по ним на всех пациентов трёх с половиной условных врачей, которые работают сегодня в городах, качество не нарастить. В районах докторов и того меньше. От перемены мест слагаемых качество не улучшится. Объединением больниц количество простых лечащих врачей не увеличить. То есть, структура не изменится, соответственно, мы не получим хорошего результата – того самого качества здравоохранения.

В районах сегодня не хватает узких специалистов, но никто не озвучивает предложения о том, как их привлекать в глубинку. Фото: АиФ/ Ксения Туртыгина

Когда министр здравоохранения области говорит о том, что теперь не пациенты будут ездить к врачам, а наоборот, она, видимо, не задумывалась о том, что доктора два-три раза съездят, а на четвертый – просто уволятся. Я сама пару раз ездила в районы. Почти сутки уходят только на дорогу, транспорт самый обычный, дороги в ужасном состоянии, особенно сельские. Врачам такие поездки тоже даются нелегко.

Без шансов на рост

– Почему, по вашему мнению, программа «Земский доктор» не дала ожидаемых результатов по решению кадровых проблем в глубинке?

– Эта программа ущербна с самого начала. Квалифицированный специалист должен поехать в глубинку за условный мешок картошки, за который обязан отработать пять лет. При этом – нет никаких гарантий по зарплате, он видит одних и тех же пациентов, по сути, не имеет возможности обучаться и наращивать квалификацию.

Чтобы это работало, нужно сразу давать таким докторам достойную зарплату, чтобы им не приходилось думать, чем кормить семью, чтобы он сам смог купить себе жильё. Эти пять лет они должны постоянно повышать свою квалификацию, и не онлайн, а в живую, чтобы самим выбирать направление обучения и расти. А сегодня государство даёт врачу миллион и бросает его в глубинке, не отслеживая качество его работы, главное, чтобы он числился при больнице и выполнял хотя бы минимум задач. Но такое положение дел не устраивает врачей. Непонятно, почему это устраивает организаторов программы.

– Какие бы варианты решения проблемы предложили вы? Что об этом говорят сами врачи?

– Чтобы решить кадровые проблемы в здравоохранении, не нужно придумывать никаких объединений. Нужно возвращать лечащих врачей назад в больницы, но не насильно! Подробно узнавать, почему уволился каждый? Что не так в больницах? Много чего вскроется на местах. И, конечно, повышать зарплаты, снижать нагрузки, менять взаимоотношения «врач/главный врач». Уменьшать значимость и влияние главных экономистов и главных бухгалтеров в больницах. То есть, поднимать престиж и авторитет простых специалистов, которые сейчас в дефиците.

Сейчас нет очередей из желающих работать в больницах, зато много очередей из пациентов, которые не могут попасть на приём. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Врачи всякий раз слышат: «Не нравится – уходи», и им ничего больше не остаётся, как взять и уйти, если к ним не прислушиваются. Но сегодня не стоят очереди из желающих занять освободившиеся места. И это преступление – делать так, чтобы уходили и те, кто ещё хотел работать.