Главный детский онколог Оренбургской области Александр Шапочник сравнил ситуацию с лекарствами с «лихими 90-ми». По оценке специалиста, имеющихся лекарств хватит до середины января. Сейчас в перечне необходимых препаратов отсутствует 26 наименований. Среди них как импортные, так и отечественного производства.
По словам Шапочника, дефицит связан с тем, что часть импортных препаратов была убрана, какую-то часть отечественный производитель отозвал письмами о бракераже, а еще часть просто-напросто не выпускается по неизвестной врачу причине. Напряжённая ситуация с поставкой медикаментов длится уже на протяжении года. Причем наблюдается она не только в Оренбуржье, но и по всей России. Это подтверждают и минздравы — региональный и российский.
Письма с просьбой повлиять на ситуацию в министерство РФ онкологи шлют и лично, и коллективно. Так, в российский Минздрав были направлены обращения от национального общества детских онкологов, гематологов. Однако с мертвой точки ничего так и не сдвинулось.
Запасов нет. Этот вердикт звучит устрашающе. Детскому онкологическому отделению на плаву позволяет держаться нахождение в составе онкодиспансера. Для сравнения — детские онкоотделения, входящие в состав многопрофильных больниц, уже давно сидят без лекарств. Как отмечает Александр Петрович, онкодиспансер закупает много лекарств, благодаря чему в детском отделении дефицит препаратов нельзя назвать тотальным. Сейчас здесь отсутствует около шести позиций. Что-то оренбургской больнице удается закупать благодаря друзьям. Так, приобретенный препарат «Этопозид» был последним в стране.
Стоит отметить, что не редки случаи, когда какие-то лекарства люди, в свое время купившие их, буквально достают из закромов и отправляют тем, кому они нужнее. Сами врачи все время работают на опережение. Если появляется информация о поступлении какого-либо препарата, и он используется для лечения больных, его будут обязательно закупать.
Однако, как отмечает Александр Петрович в беседе с Orengrad, и этому однажды придет конец. Момент, когда пациентов нечем будет лечить, не за горами. Подобное онкологи уже переживали в 90-е годы, когда родителям маленьких пациентов давали на руки список лекарств, и каждый сам покупал их для своего ребенка. Покупать приходилось все, вплоть до перевязочных материалов и ваты.
«Золотым временем» был период с 2009 по 2015 год. Тогда, по словам врача, было все. И немаловажную роль в этом играло отсутствие 44-го федерального закона и его правило «третьего лишнего». Речь идет о ситуации, когда один зарубежный препарат выдавливается с аукциона двумя отечественными.
Но сейчас врачам остается уповать только на государство. В противном случае детские онкологи Оренбуржья столкнутся с отсутствием лекарств уже к середине января.