Зимний автостоп без купюр. Путевые заметки путешественницы из Сибири

Моств Кемерово. © / Ольга Матроскина / Из личного архива

Тяга к путешествиям

«С самого детства я вместе с родителями много путешествовала. Так во мне зародилась тяга к поездкам. В студенчестве я часто ездила в другие города на конференции и семинары. Когда закончила университет, оказалась, что денег нет, а желание путешествовать осталось. По этой причине мы с подругой Катей решили попробовать автостоп. Летом 2015 года мы поехали из Оренбурга в Орск и обратно: хотели прыгнуть с парашютом.    
   

Помню первого дальнобойщика, который нас подвез. Подобрал он нас на трассе около Орска. Втроем мы проехали немного, но поездка запомнилась. Представьте, очень жарко, дверь в кабину открывает  мужчина в трусах с мокрым полотенцем на плечах, который кричит: «Девчонки, залезайте!». Ему нас была жалко почему-то, он все хотел дать нам с собой еды и денег, но мы отказались и поехали дальше.

Фото: Из личного архива/ Ольга Матроскина

Потом я поехала на север в Мурманскую область, но автостопом я тогда проехала чуть-чуть.  На майских праздниках в 2015 году мы с Катей отправились в свою первую большую автостопную поездку в Казань, Ижевск, Киров и Сыктывкар. Так получилось, что в Набережных Челнах мы ночью оказались на трассе и не знали, где ночевать. Нас приютил бывалый путешественник. Я и Катя тогда его расспрашивали о том, не страшно ли ему ездить автостопом. Он ответил: «Я доверяю Вселенной». С тех пор эта фраза стала моим девизом. 

Осенью 2016 года я ездила с попутчиком на Кавказ. У меня есть мечта - до 30 лет посетить все субъекты Российской Федерации.  Всего регионов 85,  я была уже в 57.  Восток страны мной не изведан совсем, поэтому, когда появилось несколько свободных недель, я рванула в Сибирь. 27 декабря 2016 года началось мое сибирское путешествие, которое закончилось 23 января 2017 года.

Сибирский вояж

28 декабря я добралась до Магнитогорска, где встретилась со своим попутчиком Костей. Он недавно вернулся из армии, ему 23 года. Вдвоем мы и осваивали Сибирь. В общей сложности за свое путешествие я проехала около 10 тысяч километров побывала в семи сибирских городах: Кургане, Омске, Томске, Новосибирске, Мариинске, Кемерово и Красноярске.

Курган - ворота в Сибирь. Сюда ссылали декабристов. В доме одного из них, Михаила Нарышкина, сейчас расположен Музей декабристов. Еще в городе находится единственный в России Музей Вильгельма Кюхельбекера, лицейского друга Пушкина, поэта и общественного деятеля, декабриста. Оба музея сейчас не работают. Забрались на один из символов Кургана – старую пожарную каланчу. Вообще, если честно, достопримечательностей в городе мало.

Омск тоже город не самый туристический. У него репутация дальнего мрачного ссыльного места, хотя из сибирских городов он ближе всего к европейской части России. В отличие от Достоевского, которого сослали сюда на каторгу, я приехала в Омск по своей доброй воле, и не соглашусь с его словами, что это «гадкий городишка». Просто нам очень повезло с компанией.

   
   
Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Новосибирск - третий по величине город России, здесь живет больше 1,5 миллиона человек. Он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрорастущий город-миллионник. Новосибирску всего 123 года, а разросся он благодаря Транссибу. Покорил Академгородок: десятки крупных исследовательских институтов, в которых творят науку лучшие умы страны. Понравились нам в Новосибирске зоопарк с одной из лучших в мире коллекций представителей кошачьих и куньих и единственный в России музей погребальной мировой культуры.

Я влюбилась в красивый и старинный Томск. В нем сохранились деревянные дома с резными наличниками.  В Томск я обязательно вернусь еще раз. Город молодой, каждый пятый его житель - студент. Здесь нас застали те самые сибирские морозы. Но стоит заметить, что холода в Сибири переносятся легче, чем в Оренбуржье.

Красноярск покоряет за счет природы. Столбы зимой – великолепны! Столбы - это сиенитовые останцы (или попросту скалы) разной высоты и крутизны. Природный заповедник, который посещает порядка 200 тысяч человек в год.  Зимой в нем очень красиво, а летом все-таки опасно из-за клещей.

Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Кемерово в трех словах: Кузбасс, шахтеры, каменный уголь.  Расцвет города пришелся на середину прошлого века, а сейчас все стараются из него уехать.

Когда мне впервые сказали, что в Сибири особенные люди, я не поверила. И ошиблась. На Кавказе есть особое кавказское гостеприимство, а здесь «сибирская солидарность». Сибиряки очень гостеприимные, отзывчивые, открытые и доброжелательные. Когда стояли на морозе, почти ни одна машина не проезжала мимо. Долго мы машин не ждали, максимум 40 минут на трассе стояли в особо глухих местах.

Фото: Из личного архива/ Ольга Матроскина

Романтики большой дороги

Есть отдельная категория водителей – дальнобойщики. Они  прекрасно понимают автостопщиков, которым дома не сидится. Мне один дальнобойщик сказал, показываю на фуру: «Мы такие же путешественники, только рюкзак побольше». С другим водителем большегруза на стоянке около витрины магазина с магнитиками соревновались, кто больше видел городов. Была ничья.

Один из водителей легкового автомобиля очень удивился, когда узнал, что я езжу на фурах, и обозвал дальнобойщиков «зверями голодными». Нет, большинство из них не такие, хотя, как и везде, на дороге встречаются разные люди.

Честно скажу, автостоп не для всех.  На трассе могут возникнуть экстремальные ситуации, нужно не бояться столкнуться с ними. У меня был момент, когда я думала, что навсегда завяжу с автостопом. Я оказалась без попутчика ночью одна на стоянке дальнобойщиков. Мне негде было ночевать, я готова была до утра оставаться в кафе, где находились одни мужчины. К счастью, ко мне  подошел один из водителей и бескорыстно предложил свою помощь. Все обошлось.

Фото: Из личного архива/ Ольга Матроскина

Из Омска 2 января выехали в Великий Устюг два автостопщика, водитель выехал на «встречку» и они попали в аварию, один из парней погиб. Я также с неопытными водителями несколько раз едва не попадала в ДТП. Такой риск всегда присутствует, поэтому я считаю, что безопаснее путешествовать на большегрузах: водители опытнее и шанс остаться в живых в аварии выше.

Когда едешь с мальчиком попутчиков можно не опасаться за свою безопасность. Сработает фильтр: останавливаются те люди, которые хотят помочь. Если едет одна девушка (мне приходилось так путешествовать), то к выбору водителя нужно относиться внимательно, не садиться в машину к тем, кто не вызывает доверия.  Если честно, мне не попадались водители, к которым нельзя было садиться в машину. К счастью, мне никто не сделал ничего плохого. В пути часто чувствуешь, когда нужно выйти пораньше, если с водителем ехать не комфортно.

Финансы поют романсы

Я планировала маршрут путешествия заранее. В каждом городе нашла по каучсерфингу людей, у которых можно было остановиться и тех, кто  может показать города. Собрала теплые вещи, чтобы не замерзнуть, и отправилась в путь. С собой у меня было 10 тысяч рублей на расходы, большая часть которых пошла на покупку сувениров. Другая часть пошла на еду, музей, общественный транспорт. Когда-нибудь я научусь экономить на сувенирах, и путешествия будут еще более бюджетными.

На любое путешествие нужны деньги, даже на поездку автостопом. Обычно путешественники копят средства, откладывают с зарплаты.  В дороге можно и подработать: кто-то пишет статьи в журналы (как я), кто-то на гитаре играет, кто-то свои поделки, фенечки продает, кто-то промоутером работает.  Знаю историю российской семейной пары автостоперов, которые в Америке машины перегоняли.

Фото: Из личного архива/ Ольга Матроскина

Дальнобойщики часто предлагают свою помощь путешественникам, кто едой, кто деньгами. Многие понимают, что у автостопщиков средств мало. Мы никогда ничего специально не просили. Бывают такие персонажи, которые специально попрошайничают. Я считаю, что так делать негоже.  Люди по собственному желанию помогают, некоторые даже обижаются, если отказываешься.

В путешествии я могу поголодать, проигнорировать бытовые неудобства. В дороге привыкаешь и мыться, и в туалет ходить на стоянках. Все не так страшно, как многие представляют.

Я продолжаю общаться с теми, с кем познакомилась в путешествии. Приобретаешь друзей среди водителей, хостов, потом иногда с ними вновь встречаешься.

Близкие и родные

Родные, конечно, переживают, когда я уезжаю в путешествия. И я их понимаю, но ничего сделать не могу. Если у меня когда-нибудь будет дочка, и она захочет поехать автостопом, я ее постараюсь понять.  Хотя, возможно, будучи матерью не ободрю эту идею. Все думают, что будут понимающими родителями, но оказываются ее более строгими, чем их мамы и папы.  Может быть я ей даже дам какой-нибудь совет. Некоторые водители говорят, что никогда не отпустили бы своих дочерей в путешествия автостопом, но что они смогли бы сделать? Связать? Запереть? Наручниками к батарее приковать?

Попутчик – это сложная тема. Раньше я не думала, что это настолько проблемно. Известны случаю, когда семейные пары, долгое время прожившие вместе, расставались после автостопного путешествия. И я понимаю почему. В путешествии выясняется, что у тебя с попутчиком  разные привычки, разные цели, разные интересы. Возникает множество бытовых проблем, к которым вы относитесь по-разному.  У меня было три попутчика, не считая подруги, с которыми я познакомилась в Интернете, и  все эти опыты я считаю не совсем удачными. Был попутчик, который взял с собой очень мало денег и  рассчитывал, что я буду платить за него. Другой требовал очень много внимания, его раздражало, что после прогулок по вечерам я пишу заметки о путешествии, а не общаюсь с ним.  Я тоже не идеальный спутник, в некоторых моментов совсем не готова идти на компромиссы, и, если бы Игорь не уступал, мы бы разъехались в разные стороны.

Я о себе многое узнала во время бесед с людьми в дороге. Смотришь на себя со стороны и понимаешь, а я оказывается интересный человек, мне есть что рассказать. Параллельно переосмысляешь свою жизнь.

Дом, милый дом

Путешествие – отдельная маленькая насыщенная жизнь. На память оставляешь много «узелков». Например, в Омске около памятника Достоевскому я поняла, что очень хочу прочитать его «Записки из мертвого дома». Посмотрю фильм «Погребенные заживо»: эту тему много обсуждали в новосибирском музее погребальной культуры.  На Кузбассе в музее «Красная горка» увидела памятник шахтерам Эрнста Неизвестного и решила, что еще раз поеду в Екатеринбург, чтобы посетить музей знаменитого скульптора. Что касается планов на будущее, хотелось бы накопить денег и поехать на Камчатку. Или отправлюсь на Алтай к новым друзьям.
Фото: Из личного архива/ Ольга Матроскина

Теперь я понимаю тех людей, которые выходят из дома и возвращаются через год. В дороге знакомишься с людьми, часто с дальнобойщиками, которые зовут поехать с ними дальше. Так, водитель из Казахстана приглашал с собой в Беларусь. Некоторых так и таскает по всему свету.

От Уфы домой ехала с дальнобойщиками, которые направлялись в Оренбург за семечками. В конце путешествия у меня даже не было сил на разговоры. Казалось, что это самая долгая часть пути. Представьте, водитель высаживает меня на остановке, где стоят горожане, я выпрыгиваю из фуры, а мне кричат: «Если из дома выгонят, приходи!».  Окружающие смотрят на меня, как на безумную, а я сажусь в автобус и через 10 минут оказываюсь у себя в квартире. Бросаю вещи, ложусь на кровать и не верю, что я дома».