Здесь вам не равнина. Путевые заметки автостопщицы, отправившейся на Кавказ

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова — построенная в XXI веке в центре Грозного мечеть, одна из крупнейших в России и Европе. © / Ольга Крячкова / Из личного архива

Ольга Крячкова рассказала «АиФ Оренбург», как разрушить стереотипы и влюбиться в Северный Кавказ.

   
   

«Меня зовут Ольга и больше всего на свете я люблю путешествовать, а самым лучшим способом передвижения считаю автостоп. 17 октября началось мое долгожданное путешествие по Кавказу, куда я отправилась, наплевав на все существующие стереотипы, и ни разу не пожалела, влюбившись в эту фантастически красивую природу и невероятно гостеприимных людей. Убедитесь и вы в том, что Кавказ - это дивный край, который рад каждому».

День первый: город Грозный (Чеченская республика)

Грозный оказался совсем не грозный, а очень даже мирный город с просторными и чистыми улицами, доброжелательными и отзывчивыми людьми. Несмотря на то, что провожали меня сюда, как в последний путь, чувствовала я себя здесь спокойнее, чем где бы то ни было, хоть и белой вороной - слишком бросалась в глаза разница менталитетов и культур. Я знала, что в Чечне особенно строго относятся к соблюдению традиций.  Девушки здесь ходят исключительно в юбках (и чем длиннее юбка, тем лучше), многие носят платки, и к туристам предъявляются такие же требования. За неподобающий внешний вид могут сделать строгое замечание, поэтому я взяла с собой соответствующую одежду, и, наверное, нет ничего удивительного в том, что несколько раз местные приняли меня за чеченку. Я отнеслась к этому как к комплименту, потому что чеченские девушки, безусловно, красавицы и очень хорошо выглядят. С непривычки удивляла отзывчивость людей, которые могут остановить тебя прямо на улице, поинтересоваться, как твои дела, не холодно ли тебе, поела ли ты, предложить помощь, переспросить по нескольку раз «от нас что-нибудь нужно?». Поражает воображение, что этот современный, живой, красивый город всего десять лет назад лежал в руинах, а сегодня о войне здесь почти ничего не напоминает. В этом каждый чеченец видит заслугу Рамзана Кадырова: благодаря ему сегодня Чечня самая спокойная и благоустроенная кавказская республика.

Национальный музей Чеченской Республики был открыт 7 ноября 1924 года отделом народного образования Грозного. Первоначально был окружным музеем по истории культуры и религии. Фото: Из личного архива

Справка
Каучсерфинг — одна из крупнейших гостевых сетей (существует в виде онлайн службы). Члены сети бесплатно предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия.
Грозный - город небольшой, все его достопримечательности я обошла за день по три раза, очень понравилась мечеть «Сердце Чечни» - самая впечатляющая, которую я видела в своей жизни (и снаружи, и внутри). Остановилась через каучсерфинг у мужчины по имени Юсуп, у которого есть квартира в центре города с видом на «Грозный-Сити», предназначенная специально для гостей, где он сам не живет и вообще редко появляется. В моей спальне весь день пахло шашлыками, потому что их готовят под окнами, прямо возле дороги, работницы соседнего кафе. Вечером прилетел мой попутчик, в дальнейшее путешествие мы отправились вдвоем, и это правильно, потому что в здешних краях женщине не принято быть одной, самостоятельное путешествие могло бы создать ненужные проблемы и сложности.
Мечеть "Сердце Чечни". В качестве основы архитектуры использована Голубая мечеть в Стамбуле. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День второй: Назрань и Магас (Республика Ингушетия)

Одним днем съездили в Ингушетию, сразу же убедились в том, что автостоп здесь, на Кавказе, шикарнейший: быстро и охотно подбирают, везут иногда даже дальше, чем самим нужно, по дороге показывают достопримечательности, очень много рассказывают, стараются чем-нибудь помочь. Например, договориться с гаишниками, чтобы остановили нам следующую машину, хотя в этом ну совершенно нет необходимости. Такое впечатление, что никто вообще никуда не торопится, ну или встреча с автостопщиками сразу отменяет все дела (кроме намаза, разумеется). Я вся просто превратилась в слух, так было интересно послушать, как люди рассуждают о порядках в их республиках, о политике, религии и многом другом. Именно общение с местными ведь позволяет взглянуть на жизнь здесь как бы изнутри, из первых уст узнать, почему, например, тут так уважают Рамзана Кадырова и не уважают Евкурова... Люди радуются, что мы решились сюда приехать, несмотря на все стереотипы и страхи большинства русских, им действительно обидно, что многие считают их дикими и злыми, на самом деле они совершенно по-другому воспитаны и законы гостеприимства здесь превыше всего.

   
   
Аланские ворота - триумфальные въездные ворота города Магас — столицы Республики Ингушетия. Фото: Из личного архива

Приехали мы в Назрань, прошли несколько метров от дороги и нас окликнул парень, который стоял возле своего гаража, спросил, какими мы судьбами, откуда и куда. Мы стали узнавать у него, как найти музей и крепость, а он выкатил машину и объехал с нами полностью и Назрань, и Магас (водят тут, кстати, ну очень лихо, а правил как будто бы и нет вообще), при этом проведя довольно глубокий экскурс в историю ингушского народа. Ингушетия - республика очень маленькая и, так скажем, обделенная: территориальные споры с Северной Осетией и Чечней не прекращаются до сих пор. А Магас - самая молодая и малонаселенная столица, основанная всего двадцать лет назад, это какой-то игрушечный город, состоящий сплошь из новеньких блестящих зданий, улицы пустые и стерильные, жизни тут как будто нет.

Мемориал «Девять Башен» создан в память о безвинно погибших. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

В Назрани мы посетили Мемориальный комплекс жертвам репрессий. Сам мемориал построен в форме девяти горских башен, опутанных колючей проволокой, количество башен связано с числом депортированных народов, каждая башня отражает архитектуру отдельной исторической эпохи. На территории мемориала много всего интересного, например, памятник последнему защитнику Брестской крепости. Есть такая история: после захвата немцами крепости из ее руин вышел последний боец Красной Армии - ингуш по национальности - ослепший от ранения, но с гордо поднятой головой и оружием в руках, в безмолвной тишине немецкий генерал отдал ему честь, после чего отдали честь и все офицеры немецкой дивизии, а красноармеец-ингуш застрелился у них на глазах, дабы не быть плененным.

В экспозициях представлены свидетельства репрессий в СССР 1940—1950 годов, 1992 года. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День третий: озеро Кезеной-Ам (Чеченская республика)

На третий день путешествия мы лично познакомились с Юсупом - человеком-легендой, который держит в центре Грозного квартиру специально для путешественников. Большинству гостей Юсупа так и не удается его увидеть, потому что он почти сутками занят, но нам посчастливилось. Узнав, что мы направляемся на озеро Кезеной-Ам, он попросил нас по пути заехать в город Шали, где он работает. Там он нас встретил, свозил в этнографический музей под открытым небом, где силами самих жителей воссоздано старое чеченское поселение, подробно рассказал нам о чеченских обычаях, которые соблюдаются до сих пор, ответил на все вопросы, потом угостил национальной чеченской кухней: мы попробовали чепалгаш (лепешки с творогом), хингалш (лепешки с тыквой) и сискал (лепешки из кукурузной муки), все вкусно и очень сытно. И вот как тут не влюбиться в Чечню, в Кавказ, в этих невероятных людей! После встречи с Юсупом мы отправились на озеро.

Высокогорное озеро Казеной-Ам — самое большое по площади озеро Северного Кавказа Фото: Из личного архива

Кто на Кезеной-Ам не бывал, тот Чечни не видал, считает Юсуп, и я с ним абсолютно согласна: такую красоту просто непростительно пропустить, приехав в этот край. Но что тут говорить, вы лучше посмотрите сами, но знайте, что фотографии все равно не смогут передать невероятного впечатления, которое производит на человека встреча со здешней природой.

Озеро Кезеной-Ам Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Возвращаясь под вечер с озера, мы были любезно приглашены местным жителем на ночлег, отказываться не было никаких причин, тем более уже похолодало и стремительно начинало темнеть. Так мы оказались в горном ауле Анди. Сразу почувствовали, что находимся уже в другой республике: в Чечне алкоголь вообще не продают и настоятельно просят туристов воздержаться на все время путешествия, а в Дагестане как только вошли в дом, хозяйка побежала жарить лепешки и собирать на стол, а хозяин сразу начал разливать местный коньяк... Накормив и напоив, нас отвели в отдельный двухэтажный домик, предназначенный для гостей, и условия там были просто потрясающие, я вам скажу. А утром проснулись, вышли во двор - и вот что прямо перед собой увидели.

В горном ауле Анди путешественников накормили и обогрели. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Продолжение следует...

Смотрите также: