Анна БОГДАНОВА: «Соловей – разбойник» - сказ о герое нашего времени или новая «чернуха» российских кинематографистов?

Фото: АИФ

Честно говоря, шла на него со скептическим настроем, ожидая увидеть очередную кустарную поделку с сомнительным юмором (при всем моем уважении к Охлобыстину как яркому, неординарному актеру и просто интересному человеку). Надо сказать, фильм оставил неоднозначные впечатления.

   
   

Кино, вино и Охлобыстин

Желающих быстрее других увидеть новую распиаренную кинокартину оказалось немного. В полупустом зале сидела в основном молодежь. Неприятно удивила культура поведения большинства посетителей кинотеатра, точнее полное ее отсутствие. Затарившись пивом и поп-корном и развалившись в кресле поудобнее, словно у себя дома, некоторые громко смеялись на весь зал, отпуская неуместные шуточки. Особенно «резануло» по глазам поведение двух молодых мужчин, которые прямо в холле кинотеатра, не обращая внимания на персонал и охрану, хлыстали дешевое вино из коробки. Кое-кто из гостей не преминул высказать пару ласковых в адрес Ивана Охлобыстина, который перед сеансом должен был выйти на связь с оренбуржцами в скайпе.

Пока настраивали связь, из зала начали доноситься крики уставших томиться в ожидании: «Да врубай уже кино, на фиг он нужен...». Вот тебе и благодарный зритель... Обидно за актера, стыдно за некоторых земляков. Но вот чудо техники наконец-то заработало и улыбчивое лицо Охлобыстина появилось на экране. Интерактивное общение длилось около 15 минут. Хотя общался с актером и по совместительству сценаристом только ведущий, который зачитывал заранее отобранные вопросы. У кого они отбирались и по какому принципу, для меня так и осталось загадкой. Пообщаться со знаменитым Охлобыстиным хотелось самим, взять микрофон в руки и лично задать интересующий вопрос. Но, увы, такой возможности нам не предоставили... Тем не менее, получилось довольно интересное интервью, запись которого мы представляем на нашем сайте.

О вере и богатстве

Низкий поклон Ивану – человеку думающему, глубоко верующему при этом яркому, харизматичному, где-то бесшабашному и с отличным чувством юмора. Именно таким я его представляла, следя за его работами на экране, читая его интервью в разных сми. Именно таким он показал себя за эти 15 минут общения, предоставленных перед просмотром. В адрес Ивана прозвучало много самых различных вопросов.

Спрашивали о его работе в полюбившемся всем сериале «Интерны» и новой кинокартине, планах на будущее, зарплате и даже о том, как заработать первый миллион. Актер очень подробно отвечал на каждый вопрос, попутно рассказывая о семье, Родине, приходе, жизненных ценностях. А ведь ему, как человеку духовному, пастырю, есть, чем делиться, что рассказать. Особенно мне запомнилось его высказывание о богатстве и бедности.

- Богат не тот у кого много, а тот, кому достаточно, - считает Иван. - Мне исповедовались и бедные люди, и богатые. Они в равной степени могут страдать и быть одинокими. Деньги ничего не определяют. Те, кто работают только за хрустящие бумажки, люди несчастливые. Они становятся рабами пустого звука.

   
   

Абсолютно согласна с вами, Иван!

В заключение Охлобыстин признался в любви Оренбургу, правда, по ошибке окрестив наш город Екатеринбургом. Но зрители простили ему эту оговорку, проводив актера громкими аплодисментами. Это интервью помогло мне настроиться на позитивную волну. Однако первые же кадры фильма вновь втоптали мой настрой в яму пессимизма. Море крови, многочисленные натуралистические сцены жестокости и насилия, битвы, убийства в стиле Тарантино держали в постоянном напряжении. И хотя они перемежались с остроумными шутками, приправленными хорошей актерской игрой, смеяться совсем не хотелось.

Герой нашего времени?

Главный герой фильма - дерзкий романтик, этакий Робин Гуд, Севастьян Григорьевич Соловьёв (Иван Охлобыстин). Как в шутку признался сам актер: «Мы с Соловьем похожи тем, что оба психи… и если бы была возможность, я бы закипишил, как он».

По сюжету бывший клерк, решивший порвать с унылым прошлым, вступает на лихую стезю русского бунта «бессмысленного и беспощадного». По словам Охлобыстина, Соловей – это явление скорее природное, нежели общественное. Это олицетворение русской стихии, которой невозможно управлять.

Соловей набирает банду таких же «идеалистов» и вместе с ней грабит и убивает зажравшихся бизнесменов и властьимущих, не всегда понятно, почему и зачем так жестоко… В конце фильма от его рук погибают даже простые солдаты, отправленные на спецзадание – ликвидировать Соловья и его подельников. Неясно, чем уж они насолили Охлобыстину. Сцена неимоверно жестокой баталии, в которой полегло сотни молоденьких солдат, ужасает.

Тем не менее, Соловей - гроза полиции и армии, становится народным героем, о котором слагают сказки. Именно он, хоть и жестокими методами, помогает восстановить справедливость в родном краю: возвращает иконы в монастырь, не дает закрыть колхоз, чьи земли фактически задаром хотят перекупить для строительства казино. Поразительное сочетание холодной жестокости с обостренным чувством справедливости! В конечном итоге, на сторону Соловья переходит даже спецагент, который изначально должен был его поймать и ликвидировать. В ответе этого героя полицейским звучит ключевая фраза фильма – «За вами казино, а за мной деревня».

Вот такой получился Соловей-Разбойник - герой и убийца в одном лице. Отталкивающая и притягательная личность, чей героизм заключается не в сочетании пропорций добра и зла, а в способности реагировать на происходящее. Только очень не хотелось бы, чтобы такая личность народным героем шагнула из экранного мира в реальный.

К слову

Как отметил Иван Охлобыстин, режиссер «Соловья-разбойника» Егор Баранов хочет снять продолжение фильма, однако сам сценарист с ним не согласен.

-Я считаю, что «Соловей-разбойник» на этом должен закончиться, - говорит Охлобыстин. - Режиссер считает по-другому. Но я предложу ему что-нибудь новое. Быть может снять мелодраму. Этот жанр у нас еще не апробирован.

Значит, будем ждать от Ивана и его команды новых картин, которые можно будет назвать достойными, снятыми не для кошелька, а для мозга.

Смотрите также: