В Оренбургской области за последнее время сняли сразу несколько художественных и документальных фильмов. Есть ли у Оренбуржья будущее в качестве полноценной съёмочной площадки?
Степь да степь кругом
Знаменитый режиссёр Александр Прошкин уже дважды приезжал в Оренбург, чтобы именно здесь снять свои картины. Автор легендарного «Холодного лета 53-го года» обратился к исторической теме, сняв «Русский бунт» в 1999 году в Саракташском районе, а спустя четыре года порадовал поклонников «дорожной» криминальной драмой - «Трио: жаркое лето 99-го». В первом случае свой выбор «площадки» Прошкин объяснил просто - где разворачивались события Пугачёвского восстания, там и нужно снимать. Второй раз режиссёр приехал в Оренбуржье, уже зная потенциальные возможности региона, который тоже может оказаться одним из «главных героев» кино. Как вспоминали в своё время наши земляки, которые работали с Прошкиным, он отмечал, что Оренбургская область - чуть ли не идеальное место для съёмок кино. Главным плюсом столичный гость называл многообразие природных ландшафтов, которые легко можно сменить при необходимости. Надо тебе лес в кадре - пожалуйте в Бузулукский бор, нужны горы - несколько часов на машине, и ты на склонах и утёсах. Реки и степи - всё в доступности одних суток.
Нужна поддержка
Ландшафтное преимущество Оренбуржья перед другими регионами страны упоминает и оренбургский журналист и блогер Максим Зайцев, который уделяет немало внимания тому, как развивается местный кинематограф. На его взгляд, у области большой потенциал.
- Оренбуржье обладает богатейшим набором возможностей для кинопроизводства, - говорит он. - Это, в частности, природное и климатическое разнообразие, транспортная и иная инфраструктура. Сюда же можно отнести резко-континентальный климат также предоставляет полный набор погодных состояний от снежной зимы до жаркого лета. Добавьте возможности экономии на затратах, поскольку технический персонал, транспорт, строительство, аренда помещений, снабжение и многое другое для киногруппы обойдётся у нас значительно дешевле, чем во многих центральных регионах России.
Кроме того, считает Зайцев, непосредственно в Оренбурге можно найти специалистов во всех областях кинопроизводства: от актёров и звукооператоров до видеоинженеров и мастеров компьютерной графики, а также оборудование. Что немаловажно, в регионе создана крупная сеть кинотеатров и мультиплексов, что предоставляет широкие прокатные возможности именно для оренбургских фильмов. А вот чтобы развивать оренбургский кинематограф, нужно подключить областное правительство.
- Для начала создать максимально благоприятные условий для кинопроизводства и позиционировать область как одну из крупнейших киноплощадок, - продолжает блогер. - Речь идёт не обязательно о финансировании кинопроектов - достаточно хотя бы административного благоприятствования и прокатных преференций. Можно объявить гранты или конкурсы для оренбургских сценаристов, режиссёров, операторов по созданию сценариев, документальных, публицистических, короткометражных и даже просто любительских фильмов об Оренбуржье, его истории, сегодняшнем дне. Ну и финансово помочь, только очень точечно, а не всем подряд.
Определиться с целью
Своё мнение по поводу того, как развивать такое новое для Оренбуржья направление, как кино, есть и у тех, кто уже попробовал себя на этом поприще. Местный режиссёр Игорь Юрченко, который сейчас работает над первым полнометражным триллером с многомиллионным бюджетом, считает, что особых преимуществ для того, чтобы в Оренбурге появились действительно хорошие картины, не нужно.
- Снимать кино можно везде, не только в Голливуде - говорит он. - Талантливые люди есть всюду, в том числе и у нас. И в последнее время интерес к кино растёт. Можно много и долго обсуждать первые шаги наших земляков в кинематографе, рассуждать об их успехах и промахах. Но, на мой взгляд, всё это неважно. Важно, что они делают эти шаги, а это уже большая смелость. В Оренбурге много тех, кто давно хочет и пытается этим заниматься, но только в последнее время появился некий толчок, который смог собрать всех вместе в одну команду. Снимать могут все независимо от того, где они живут и какими деньгами располагают. В этом деле главное - болеть кино, жить этим и не сидеть без дела.
С другой стороны режиссёр отмечает, что важно понять, для чего вы это делаете. Если не претендовать на кассовые сборы и мировую популярность, то и вектор работы один, а если во главу угла ставится коммерческий успех, тогда всё же придётся побескоиться если не о большом бюджете картины, то как минимум о её качестве.
Так или иначе Оренбуржье уже не раз доказало зрителю, что вполне успешно может выступить на киноэране в качестве декорации, будь то целинные земли в «Иване Бровкине» или местные трассы в «Дальнобойщиках». Так что возможно при грамотном подходе Год кино может стать периодом рождения новой киноплощадки - оренвуда.
Смотрите также:
- Как спасти село? Оренбургский профессор - об АПК, образовании и урбанизации →
- Почему оренбургские изобретения и разработки реализуют в соседних странах →
- Кино не для всех: есть ли будущее у оренбургских фильмов? →