От манускрипта и инкунабулы до электронных библиотек

Мистика 23 апреля поистине поразительна. Именно в один и тот же день в 1616 году ушли из жизни Уильям Шекспир (причем есть сведения о том, что именно в день 23 апреля 1564 года он и родился), Мигель де Сервантес и создатель «Подлинных комментариев об истории государства Инков» Инка Гарсиласо де ла Вега. Более того, этот день в истории связан еще с несколькими писателями: так, 23 апреля, кроме Шекспира, родились Морис Дрюон, Мануэль Вальехо, Халлдор Лакснесс.

Неудивительно, что именно день 23 апреля был провозглашен ЮНЕСКО Всемирным днем книг и авторского права.

Проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО, решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества и учредила Всемирный день книги и авторского права и Премию ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.

Великий русский литературный критик и публицист Виссарион Белинский говорил: «Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются - и старые, и малые».

Поразительно сравнение Сомерсета Моэма, касающееся человека, любящего читать: «Для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он - его рабом. Попробуйте отнять у него книги и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику который, если оставить его без спиртного, набрасывается на политуру и денатурат; он с горя примется за газетные объявления пятилетней давности и телефонные справочники».

   
   

Как появилась книга?

История книги сложна и очень интересна. Прообразом книги можно считать и глиняные плитки, кора деревьев и каменные плиты, то есть все то, на что наносилась какая-либо информация.

Но вот в 2400 году до н.э. в Древнем Египте впервые начали использовать папирус как предмет, где можно было что-то записать. В III веке н.э. появился новый материал - пергамент. Именно он, а так же велень (кожа теленка) стали основой для первых книг. Рукописные книги называют манускриптами, не просто «книгой», а первые печатные книги – «инкунабулами», то есть «книгами во младенчестве».

Для переписки одной книги привлекалось не менее трех человек: копировщики, корректоры (сравнивали рукопись и книгу) и художники. Последние, к слову, занимались не иллюстрированием, а тем, что рисовали красные буквы. Для особо важных по значению книг привлекались каллиграфы. Как правило, книга переписывалась в монастырях. Там же создавались знаменитые летописи.

В XV веке процесс копирования текста значительно ускорился. Этому способствовало появление в Западной Европе так называемых ксилографий-гравюр на дереве. Ксилография представляла собой шаблон одной страницы, которую опускали в чернила и делали копии. Все в том же XV веке происходит событие, перевернувшее весь мир,- изобретение печатного станка Гуттенберга. Иоганн Гуттенберг создал первое типографское оборудование, а кроме того, изобрел новый способ изготовления шрифта. Впрочем, великий изобретатель мог воспроизводить механическим способом только текст, тогда как иллюстрации продолжали рисовать от руки. Изготовление книг было весьма затратным делом, а сами книги были дорогим удовольствием. Наверное, это было одной из причин бережного отношения к печатной продукции.

Первые печатные книги пятнадцатого века представляют собой прямое подражание рукописным манускриптам, и мало отличаются от них, даже шрифты максимально похожи на человеческий почерк.

Но Гутенберг не собирался никого обманывать или вводить в заблуждение, он просто создавал книги новым способом, подражая образцам, которые видел перед собой. Книга в сути своей не изменилась, революционно изменился только способ её производства.

«Русские книги»

История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев: Константина (827-869) (его монашеское имя было Кирилл, а в миру прозвали Философ), и Мефодия (815-885). К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Даже император знал их как людей высокообразованных и искусных дипломатов.

Целью императора была политическая и духовная экспансия в среде восточных славян. Но на деле Кирилл и Мефодий боролись за право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с греческим, латинским и еврейским, за право вести богослужения на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24 практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так возникла первая азбука.

Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная с октября 1056 по май 1057 г. Написано евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев. В соответствии с принятой в те времена византийской традицией, в послесловии к книге восхваляется имя Остромира и содержится нижайшая просьба о снисхождении к ошибкам переписчика. На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси! Поэтому имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и создателей рукописных книг - великих произведений, являющихся шедеврами мировой культуры.

Второй точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава 1073 года. Над этой книгой начали работать еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, который в 1073 г. стал Великим князем. Это одна из самых больших по объему древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом Изборника Святослава считается болгарский сборник, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне (919-927 гг.). Книга была написана двумя писцами, но лишь одно имя известно: дьяк Иоанн.

Третья точно датированная древнерусская рукопись - Изборник 1076 г, также составленная Иоанном. По своему внешнему виду Изборник 1076 г. Сильно отличается от двух предыдущих книг: это, скорее, обиходная книга небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В этом Изборнике содержатся сведения, отражающие древнерусский быт.

Вообще, первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, убедительно свидетельствуют о том, что в это время на Руси была чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и художники.

На самом деле история возникновения книг началась еще раньше. Книги были и до этого времени. Найденная запись новгородского священника Упыря Лихого о том, что в 1047 г. он переписал глаголическую рукопись, убедительно свидетельствует о том, что рукописные кожаные книги на Руси появились задолго до Кирилла и Мефодия. Правда, к сожалению, до наших дней они не сохранились.

Но сам факт существования древнерусских книг до Остромирова Евангелия подтверждается многими фактами – например, знаменитым Реймсским Евангелием, которое является национальной французской реликвией (на этой Библии присягали короли Франции). Дочь Ярослава Мудрого Анна, которая была выдана замуж за французского короля, привезла из Киева во Францию в качестве приданого Евангелие, написанное кириллицей – дорогая книга, украшенная тисненным золотом. Часть этого Евангелия сохранилась в составе Реймсского Евангелия.

Если учесть, что Анна вышла замуж в 1051 г. - следовательно, привезенная ею книга была переписана на Руси как минимум до 1051 года. А это означает, что эта книга была переписана раньше Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи. 

Невзирая на изменение способа изготовления книги, суть ее – носителя информации и опыта – осталась прежней, изменилась только форма. Сегодня, во время информационной революции, появился новый тип книг – электронные книги. Последствия этого трудно предсказать, но одно можно сказать точно – доступ к информации ещё никогда не был столь простым.

   
   

История книги – это история технологических инноваций, которые улучшали качество текста, сохранность информации, количество произведённой продукции, издержки производства, мобильность и возможность доступа к информации.

Эта история тесно связанна с политической, социальной и экономической ситуацией различных стран и народов, и историей идей и религий.

fА закончить наш небольшой экскурс в историю, мне бы хотелось словами Вольтера: "Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга."

Смотрите также: