ФК «Оренбург» во второй раз за историю клуба вышел в российскую премьер-лигу. Тренер Владимир Федотов был помощником Роберта Евдокимова, который вывел наших футболистов в российский чемпионат в 2017 году. Владимир Валентинович взял руководство над командой уже в ходе начавшегося сезона и сумел поднять ее с нижних строчек турнирной таблицы до победителя чемпионата.
Владимир Федотов рассказал корреспонденту «АиФ Оренбург», как нашему клубу далась эта победа и чего не хватает нынешнему российскому футболу, чтобы быть в лидерах.
«К нам повернулась удача»
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Владимир Валентинович, почему вы согласились возглавить команду уже в ходе первенства? В каком состоянии были игроки?
Владимир Федотов: Мне была небезразлична судьба этого клуба. Были вера и надежда, что все еще можно поправить. Я приехал после 8 туров. Повезло, что я знал многих людей. Передо мной был костяк той команды, которая играла в российской премьер-лиге в сезоне 2016-2017. Это Роман Воробьев, Сергей Бреев, Игорь Коронов, Дмитрий Андреев, Адесойе Ойеволе, Дмитрий Ефремов, Андрей Малых, Артем Делькин. Не нужно было тратить время на то, чтобы узнать, кто на что способен, я знал их возможности. Было легко. Нужно было просто их организовать и внушить уверенность, подтянуть некоторые аспекты игры, и это дало результат.
Понимаете, сломаться и сломать легко, а встать в нужное русло, приобрести или вселить уверенность, к сожалению, по мановению волшебной палочки невозможно. Но, бывает, первый тайм провели хорошо, а на втором начинает ломать. Поэтому команда должна была почувствовать уверенность тренерского штаба, которая бы передалась им. Шаг за шагом в сжатые сроки нам удалось это сделать. Не все, конечно, было гладко и просто. Но к нам повернулась удача.
- Вы были помощником тренера Роберта Евдокимова, когда он вывел оренбургскую команду в РФПЛ (впервые). Вы изменили тактику игры?
- Не бывает двух одинаковых людей. Один сказал слово так, другой иначе. Два разных человека с разными характерами. Другая схема, следственно, и другие отношения.
- Каким должен быть тренер, чтобы раскрыть футболиста?
- Человек должен понимать, что ему доверяют и справедливо относятся, чтобы не было перекосов. Важно не перегнуть палку. Футбольный коллектив большой, у каждого свой характер. Нужно вовремя погасить какие-то конфликты, решить сомнения. Важно, чтобы команда была как семья. Это рецепт успеха. Проверено временем. Без этого ничего не добиться. Все должны примерно одинаково думать, иначе появляются обиды, и уже ничего не слепить. Рано или поздно это даст сбой.
- Тяжело расставаться с командой, с которой прошел плечом к плечу?
- Конечно, тяжело. Это не пустые слова, вместе мы пуд соли съели. Это та энергетика, которая нас объединяет. Самое сложное в тренерской профессии - расставаться. Это всегда не простой выбор. Надо привыкнуть к тому, что мы решили задачу, которая до последней недели, оставалась тяжелой. Осознать и успокоиться. Но просто грустно, что
с некоторыми придется проститься. Таковы реалии: когда выходишь на другой уровень, нужно соответствовать. Я не скажу, что кому-то не хватает мастерства. Нет, но многие игроки уже преодолели свой потолок, в силу своих возрастных особенностей. Очень много возрастных игроков. Хотя все индивидуально, и если кому-то их здоровье, травмы позволяют продолжать, то, пожалуйста.
- Клуб продлил с вами контракт? Строите дальнейшие планы?
- Планы не прекращаются. Но о контракте станет известно в конце мая.
В каждом дворе гоняли мяч
- Вы следите за игроками молодежного состава клуба? Есть претенденты в команду?
- Конечно, следим. Претенденты всегда есть, но вопрос: как они развиваются. Нет гарантии, что кто-то точно попадет в команду, и в этом проблема. Школа футбола работает, тренировочный и соревновательный процесс идет, но подпитки, к сожалению, нет. Ребята ездят с нами на сборы, участвуют в наших тренировках, мы смотрим на их игры во второй лиге. Но хотелось бы более уверенного прогресса. В этом возрасте (17-18 лет) игроки в Европе уже играют в Лиге чемпионов, выходя на первые роли. Нужно понимать, что из этого человека получится в дальнейшем. Почему-то у нас взросление сдвинулось до 23 лет. До этого времени футболист в России еще молодой, но куда потом расти? Через два года, в 25 лет, он уже становится старым.
- А где-то в России есть прямой отбор из школы футболистов в профессиональную команду?
- В Краснодаре частный инвестор Сергей Галицкий организовал довольно мощную академию. В ней учатся мальчишки со всего края. Клуб ведет селекцию и по стране. Школа работает на максимальной мощности. Но в родную команду свои воспитанники не всегда попадают по разным причинам. Пока только одна ласточка - Илья Жигулев, который дорос до премьер-лиги.
- Почему у нас так?
- Одно время такое отношение было к физической культуре. С 85 % вовлеченности общего населения в спорт отметка в свое время скатилось до 25 и сейчас подбирается к 35 %. Правительство сейчас уделяет внимание, и огромная благодарность ему в этом отношении. Мы понимаем, что если мы не будем уделять внимание спорту, нация остановится в своем развитии.
- Правда, что раньше мяч гоняли в каждом дворе? Как вы сами начали заниматься футболом? Что способствовало высокому уровню игры?
- Раньше не было выхода, чтобы не заниматься футболом. В каждом дворе гоняли мяч с утра до вечера. Все им занимались. Это была самая популярная игра. Думаю, она такой и остается.
Футболу уделялось очень много внимания. В нем были задействованы все. В Михайловске, где я родился и вырос, была футбольная секция. И футбол для города с 15-тысячным населением в нем был неплохо представлен. Ездили даже на «Кожаный мяч» и завоевывали призовые места. Достаточно было выходцев, играющих на высоком уровне: это Игорь Игнатов, в молодежной сборной Союза играли Михаил Агапов (ныне покойный) и Сергей Наумкин, Андрей Щипанов играл в премьер-лиге мини-футбола.
Сколько себя помню, столько я и играл. Все фотографии с мячами. В 9 классе я уехал в футбольный спецкласс в Екатеринбург и начал тренироваться в «Уралмаше», участвовать в российских соревнованиях. Служил в части ПВО в Троицке, там мы с игроками второй лиги сколотили крепкую команду, к нам приезжали другие команды. Местные аксакалы говорили, такого футбола давно здесь не было.
- Чего сейчас не хватает российскому футболу, чтобы успешно выступать на международных соревнованиях?
- Наверное, огромного желания. Если мы приезжали в какой-то город на семинар, вечер проводили на стадионе или во дворе за играми. Тренировочный эффект аккумулировался в крепкое функциональное состояние, в хорошие физические возможности, и это все давало общей массе большое развитие. Очень много было видных футболистов, которые выросли именно во дворах.
Голландцы же шли по этому пути. Тренер сборной Йохан Кройф создал альтернативную школу второго футбола, где в игре задействованы разные возрасты. И эта система до сих пор дает свои плоды в Голландии. Обыкновенная школа же, как правило, методично выковывает однообразных футболистов.
«Мы знали, где брать футболистов»
- Как много в профессиональном футболе в советские годы было самородков, выросших во дворах?
- Представляете, Георгий Ярцев в 29 лет попал в московский «Спартак» и стал лучшим бомбардиром. В это время сейчас обычно уходят из футбола. И таких примеров было предостаточно. На самом деле, было много самобытных бомбардиров. Конечно игра стала жестче, плотнее, но тем не менее. Сейчас 10 голов за сезон футболист забил, и все восторгаются, а раньше Олег Веретенников ежегодно повторял достижения - забивал по 25 голов и с таким результатом не мог попасть в сборную.
- Как вы оцениваете подготовку тренеров, воспитывающих юных футболистов? Чего не хватает? Может, дело в зарплате?
- Произошло разделение в обществе. Раньше все примерно жили в одинаковых финансовых условиях, а потом рынок начал диктовать свое. И, по-моему, мы все потеряли. Профессия детского тренера перестала быть значима. Но, с другой стороны, и раньше энтузиасты работали. Они трудились на производстве, а в свободное время занимались с ребятами футболом. Конечно, деньги выделялись на их работу. Но надо сказать, что они были подкованы, давали детям очень много. Я до сих пор помню, как эти тренеры учили нас, как добиться того или иного результата. А команда показывала серьезные результаты. Футболисты из маленького города были представлены в первой, второй лиге, значит, работа шла в правильном направлении.
Численность играющих в футбол значительно уменьшилась. Кубок начинался с одной пятисотой. Представляете, сколько футболистов было? Вторая лига была очень мощной, мы знали, где брать футболистов.
В 90-е - годы перепутья - детский футбол был брошен. Сегодня ветераны футбола заканчиваются 1975 годом рождения, а потом идет провал. К тому же, рождаемость была низкой, что тоже отразилось, в том числе, на футболе. На мой взгляд, все это главная причина.
Германия использовала наш опыт. Она ставит любительский футбол, в котором команда растет как дрожжи. У них 35- 40 тысяч любительских команд. Работает государственная программа на все регионы. В этой массе для этой страны все задействовали. Это конкурентная борьба. Притом что сейчас у футбола очень высокая конкуренция во всех сферах: те же игры компьютерные, другие виды спорта. Везде проблема, в том числе, и в Европе - нужно заманить детей. Нужно вести огромную работу, чтобы из многообразия футболистов выбирать тех, кого нужно.
- Чего вы ждете от нашей сборной на Чемпионате Мира. Вам и игрокам удастся побывать на матчах?
- 16 июня мы приступаем к работе. Начинается подготовка к Чемпионату России, и все это время мы будем проводить на сборах. Посетить ЧМ, наверное, не удастся.
Думаю, что наша сборная выступит хорошо. Главное не переволноваться. Это волнительно выступать в своей стране перед своими болельщиками . Не каждому дано справиться с этой нагрузкой. Но я надеюсь, что у нашей сборной получится выполнить задачу минимум, которую она для себя поставила. Не будем делать прогнозов, пожелаем хорошей игры, полной самоотдачи, и чтобы болельщики это оценили, и тогда все получится.