Примерное время чтения: 7 минут
20

Гарантия для потребителя

Фото из архива компании «Гарант»

В договорах купли-продажи, стороной которых является потребитель, продавец не вправе установить гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок изготовителя. В договорах без участия потребителя стороны определяют продолжительность гарантийного срока по своему усмотрению.

Закон - на стороне потребителя

Законодательство не содержит общего правила о соотношении продолжительности гарантийных сроков на товар, установленных его изготовителем и продавцом.

Из п. 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) следует, что в тех случаях, когда изготовителем установлен гарантийный срок на товар, продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении этого гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание, срок действия такого дополнительного обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему определяются договором между потребителем и продавцом. На основании этой нормы правоприменительная практика делает вывод о том, что продавец вправе установить на товар гарантийный срок только большей продолжительности по сравнению с гарантийным сроком, установленным изготовителем (смотрите, например, раздел X приказа Государственного антимонопольного комитета РФ от 20.05.1998 N 160, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.03.2011 N 33-3424/2011).

Вместе с тем следует учитывать, что потребитель вправе предъявлять продавцу требования, предусмотренные ст. 18 Закона о защите прав потребителей, на которые распространяется гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель является стороной соответствующего договора купли-продажи (смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2011 N 33-7970/11, определения Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.05.2011 по делу N 33-15619/2011, от 16.03.2011 N 33-6076, Московского городского суда от 06.05.2011 по делу N 4г/2-3318/11). К отношениям по договорам, в которых потребитель не участвует, нормы законодательства о защите прав потребителей, определяющие порядок установления продавцом гарантийного срока, не применяются*(1). Следовательно, в таких случаях при определении продолжительности гарантийного срока применяются правила главы 30 ГК РФ, посвященные договору купли-продажи.

ГК РФ не предъявляет каких-либо императивных требований в отношении продолжительности договорного гарантийного срока продавца (в частности, не ставит его в зависимость от продолжительности гарантийного срока изготовителя). Из п. 2 ст. 470, п. 5 ст. 477 ГК РФ следует, что этот вопрос решается по соглашению сторон договора купли-продажи.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Гарантийный случай

«Потребитель непреднамеренно удалил наклейку с заводским номером с крупной бытовой техники (холодильник) в период течения гарантийного срока.

Должен ли проводиться гарантийный (бесплатный для потребителя) ремонт указанной техники в случае ее поломки?»

К., Завершинский, Оренбург

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Право покупателя на бесплатное устранение недостатков товара в пределах гарантийного срока законом не поставлено в зависимость от наличия на товаре информации о его заводском номере.

Обоснование вывода:

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков предусмотрены в ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Пунктом 1 этой статьи предусмотрено в том числе и право потребителя потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона N 2300-I изготовитель товара вправе устанавливать на него гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст.ст. 18, 29 Закона N 2300-I. Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то его вправе установить продавец (п. 7 ст. 5 Закона N 2300-I).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 2300-I потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 этого закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Аналогичная норма в части сроков обращения с требованиями в отношении недостатков товара содержится и в п. 3 ст. 477 ГК РФ.

При этом возможность удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара ни Законом N 2300-I, ни Гражданским кодексом РФ не поставлена в зависимость от соблюдения потребителем неких условий, не предусмотренных законодательством, в том числе от сохранения им размещенной на товаре наклейки с заводским номером. Соответственно, само по себе отсутствие такой наклейки на товаре не может служить основанием для отказа потребителю в удовлетворении его требований, связанных с недостатками товара.

Хотим отметить, что из-за отсутствия на товаре заводского номера продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) сложнее идентифицировать предъявленный к ремонту товар как тот, в отношении которого фактически был заключен договор купли-продажи. Если у данного лица возникнут обоснованные сомнения в продаже именно этого товара, то покупателю может быть мотивированно отказано в бесплатном устранении недостатков товара (ремонте). В таком случае обоснованность или неправомерность отказа сможет установить только суд, оценив при рассмотрении иска потребителя все обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению. В случае необоснованного отказа продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность за просрочку выполнения требований потребителя согласно ст. 23 Закона N 2300-I, ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе в виде штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 2300-I, а также может быть присужден к компенсации потребителю морального вреда (ст. 15 Закона N 2300-I).

Обращаем Ваше внимание на то, что даже отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, в силу прямого указания не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I). В подтверждение факта заключения договора купли-продажи потребитель вправе ссылаться на любые доказательства вплоть до свидетельских показаний (смотрите п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Соловьев Олег

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Прибыткова Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг пользователю Системы «Гарант».

Для получения подробной информации об услуге обратитесь в Компанию «МастерСофт».

Компания «МастерСофт» - официальный партнёр компании «Гарант» в Оренбуржье.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах