Примерное время чтения: 6 минут
318

Сегодня в России отмечается православный день ветеринара

Инициативная группа Российской сельскохозяйственной академии наук направила Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу ходатайство. В нем ученые мужи предложили считать день памяти святых мучеников Флора и Лавра (18 августа по старому стилю, 31 августа — по новому) церковным праздником ветеринаров.

«Мы обращаемся к Вам, Ваше святейшество, с прось¬бой закрепить своим благословением сложивше¬еся почитание российскими ветеринарами святых Флора и Лавра, учредив день их церковной памяти (31 августа) в качестве профессионально¬го праздника ветеринарной службы России - Дня ветеринара».

Соответствующий указ предстоятель Русской православной церкви подписал 23 марта 2011 года, рекомендовав отмечать этот день на канонической территории Русской Православной Церкви.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). Братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сыну местного жреца Мамертина осколок камня попал в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили расстроенного отца, и пообещали исцеление сына. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и юноша выздоровел. При виде такого чуда отец молодого человека также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев.

На Руси этот день издавна называли "лошадиным праздником" и отмечали с большой торжественностью. В этот день лошадей освобождали от всякой работы. Крестьяне(а в городах - кучера и конюхи) купали коней в реках и озерах, вплетали в расчесанные гривы и хвосты ленточки и куски тканей самых ярких цветов, наряжали в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Затем животных приводили к церквам, где совершались торжественные молебны, а после молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой.

В начале девяностых годов прошлого века на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый — храм на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй — на расстояние одного «ямского гона»— в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции в Кашире также находится храм в честь святых братьев (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена.

Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Русское войско шло к месту сбора — Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа (31 августа), в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. События тех дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли.

Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах