Примерное время чтения: 6 минут
102

Оренбургский учёный - о коллегах, открытиях и статусе науки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ в Оренбуржье» 01/02/2012
Фото: АиФ. Фото Евгении Черновой

Об «утечке» мозгов

- Валентин Сергеевич, в чём, на ваш взгляд, основное отличие сегодняшней науки от науки десяти или даже двадцатилетней давности?

- Сегодня наука практически тонет в информационных потоках. Такого количества информации человечество никогда не получало. Учёные стараются быть впереди потока информации, однако это практически не удаётся - начинаешь разработку одной идеи и тут же понимаешь, что тебя уже кто-то опередил, что начинания изучить это уже предпринимались. Благодаря беспрепятственному обмену информацией мысли действительно становятся материальными.

- Это хорошо или плохо?

- Трудно сказать. С одной стороны, каких-то фундаментальных открытий, вроде евклидовой геометрии, в науке сделать вряд ли удастся, но с другой стороны даже эти основы современные учёные умудряются подвергнуть сомнению. Давно забытый тезис Маркса «Подвергай всё сомнению» именно в современной науке нашёл своё применение. Особенно это касается теории.

- А что с практикой?

- Здесь, я считаю, всё довольно печально. Современное положение дел таково, что от учёных начали требовать открытий и разработок, которые можно применить здесь и сейчас, а следовательно, сразу же получать от них выгоду. Если научная деятельность не позволяет сразу же продавать её результат, то такая наука мало кого интересует. А ведь исследование не может существовать без теории.

- Чего не хватает современной науке?

- Пропали масштабные идеи. Если раньше мы стремились покорить космос, расщепить атом, а сейчас всё свели к простому практицизму, зарабатыванию денег. Сейчас практически никто не работает ради идеи. А если в науке нет мысли в её глобальном понимании, то и каких-то особых результатов ждать не приходится. Теория должна опережать практику.

- Но ведь научные деятели тоже хотят есть. Если в советские времена, получив учёную степень, можно было рассчитывать на жильё и повышенную пенсию, то сегодня служители науки должны кормить себя сами…

- Я и не говорю, что они поступают неправильно. Конечно, современная жизнь поставила не только учёных, но большую часть населения страны в тупик, мы сами должны думать, как выжить. Отсюда и этот практицизм, ожидание немедленной отдачи от всего, что мы делаем. У нас нет времени ждать, иначе просто умрём с голоду.

- Как изменить ситуацию?

- Государство перестало поощрять науку. Проще говоря, учёным нужно просто больше платить. Это давно поняли на Западе, куда благополучно начали утекать и наши «мозги». Там ум в цене. Ведь недаром профессии врача и преподавателя за границей считаются самыми престижными. У нас же всё с точностью наоборот. Российскую науку губит невнимание к ней.

Выгода во всём

- Валентин Сергеевич, вы говорите, что наука ушла в практику, забыв о теории, что все сегодня работают на результат. Но разве это плохо?

- Плохо не то, что из каждого исследования пытаются выжать максимальную экономическую выгоду, а то, что от этого результата зависит сам учёный. Ведь если не будет конкретного практического вывода из всей работы, то разработчику могут вообще не заплатить, да и развивать эти идеи «на будущее» вряд ли кто возьмётся. Вкладывать деньги в проекты, которые окупятся в далёком будущем или вообще не будут приносить прибыль, никто не будет.

- Но ведь с экономической точки зрения с этим трудно спорить…

- Согласен. Но нельзя забывать о том, что наукой нельзя командовать. Предсказать результат исследований можно только примерно, никто не знает, как именно пойдёт эксперимент и какие результаты даст. Мы лишь предполагаем, как будут развиваться события при тех или иных условиях, но рассчитать всё с точностью до момента практически невозможно.

Думать своей головой

- Как вы оцениваете современных молодых тружеников научной сферы? Есть ли у Оренбуржья, да и страны в целом потенциал к дальнейшему развитию?

- Конечно, талантливая молодёжь есть, и её немало. Но одного таланта здесь мало. Нужно иметь хорошее образование, чем сегодняшний молодой человек не может похвалиться. Я считаю, что для того, чтобы нормально развивать науку, нужно сначала реорганизовать школу. Любой педагог или психолог скажет вам, что все дети любят учиться, но далеко не все любят школу. А всё потому, что в школе начали давать задания, несоизмеримые с развитием самих школьников.

Недавно знакомые рассказали, что их ребёнку-первокласснику задали составить дома своё генеалогическое древо. Но разве он способен сделать это самостоятельно? Конечно, задание будут выполнять взрослые. Школьники сегодня разучились думать своими мозгами, они практически воруют чужие мысли. Интернет поработил ум, школьники забыли, что это всего лишь инструмент для повышения образования, а не «голова», которая думает за тебя.

- Так что ждёт науку в будущем?

- Несмотря на всё вышесказанное, я уверен, что в науку придут нужные люди, она будет развиваться и вширь, и вглубь, но особенно вглубь. Современные учёные сделают ещё немало открытий, сравнимых по значимости с открытием электричества или атома.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах