aif.ru counter
485

Воздушная работа. Кому не место на борту?

На эти вопросы корреспонденту АиФ Оренбург ответила Анастасия ЧЕРНОЛЯС, стюардесса из Оренбурга, летающая уже шесть лет.

Сгущенка для турков

Анастасия Черноляс
 

- Как будете отмечать свой праздник?

- Честно говоря, некогда праздновать. Новый год, если рейс назначили, отмечать не получается.

- Наверное, вы облетели уже полмира. Сколько времени у вас выходит на отдых в пункте назначения? Есть места, которые стали родными?

- Иногда времени хватает только на то, чтобы отдохнуть и привести себя в порядок. А иногда можно и погулять по городу. Часто мы базируемся в других странах и летаем уже оттуда. Родными стали Турция и Египет. Зимой россияне ездят в Египет понежиться в теплом море и в Европу на горнолыжные курорты. Летом, конечно, востребована Турция. Жители нашей страны очень любят ее. Пилоты шутят, говоря: всесоюзная здравница - город Анталия. Мы живем в небольшом городке в гостинице для летного персонала. Обзавелись знакомыми. Моего приезда ждет местный торговец с рынка Миша. Он учился в Советском союзе и полюбил сгущенку. Познакомил с лакомством и своих детишек. Но в Турции сгущенку не делают, поэтому ее им вожу я. А Миша дешевле продает мне рахат-лукум.

Мне же очень понравилось в Барселоне. Небольшой город с красивой архитектурой. Мы исходили ее пешком с картой в руках. Гуляя так, увидишь то, чего не заметишь, путешествуя в автобусе. Транспорт позволит увидеть достопримечательности, формы, но ты не сможешь заглянуть в лица людей и познакомиться с ними. Однажды в Барселоне с друзьями мы набрели на один дом. На балконе было растянуто полотно, на котором изображалась часть знакомого лица - только глаза и усы. Лицо показалось знакомым: кажется, Сальвадор Дали. В квартире мы обнаружили своего рода музей - от пола до потолка картины, фотографии из жизни и модели Сальвадора Дали. Оказывается, хозяева квартиры двое пожилых братьев-близнецов, при жизни друживших с великим художником. Они стремились к нему как к идеалу в творчестве, сотрудничали с ним, а он положительно отзывался об их работах. Было очень интересно беседовать с ними.

Этим мне и нравится моя работа, она позволяет путешествовать по миру и знакомиться с людьми.

- Вы мечтали об этом, поэтому ты здесь? Что привело вас в профессию?

- Я закончила иняз ОГПУ. Сменила несколько профессий: от работы в книжном магазине, где я могла читать в совершенно разных жанрах все на свете, до работы в торговом центре. На последнем месте мне стало скучно, и я решила кардинально что-то изменить в жизни. В этот момент как раз вернулась с очередной командировки моя подруга-бортпроводница, и она обмолвилась, что у них идет набор. Я попробовала, и у меня получилось. А вообще я люблю путешествовать. Хоть сесть на велосипед и уехать в ближайший населенный пункт за 20-30 км, хоть в самолет и улететь за 20 тыс. км. Поэтому меня привлекла эта профессия. Родители мой выбор одобрили. Хотя одна из бабушек до сих пор в шоке.

Как стать стюардом?

- Какие требования предъявляются к будущим бортпроводникам и какие испытания вам пришлось пройти, чтобы, в конце концов, стать членом экипажа?

- В первую очередь, должно быть хорошее знание английского языка. Чем лучше ты знаешь язык, тем больше шансов устроиться на эту работу. По образованию, я учитель английского. Как оказалось, я там не первая, в авиалиниях работает много переводчиков и учителей, среди которых мои однокурсники.  

Во-вторых, нужно было пройти медкомиссию. И только после нее нас зачисляли на курсы. Несколько месяцев нам преподавали различные предметы: английский, медицину, безопасность, рассказывали о типах самолетов (от отечественной до американской техники), обслуживание различных классов, обслуживание питанием. В конце мы проверяли знания на контрольных работах и тестах. После аттестации проходили аварийно-спасательную подготовку на тренажерах в Москве. Начались стажерские рейсы, где мы показали, чему научились на курсах. К каждому стажерку прикреплялся инструктор, который всецело уделял ему внимание во время рейса. Нужно было налетать 30 часов, а мы стремились сделать даже больше. Нам очень помогали старшие коллеги - это непреложное правило. Нет такого, чтобы человек отвернулся на просьбу о помощи и ушел.

Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

- А к внешности предъявляются определенные критерии?

- Несомненно. Важны фигура и вес. Есть ограничения по весу и росту. Они усложняются в зависимости от класса обслуживания.  Есть максимальная и минимальная границы роста. Если человек очень высокий, мягко говоря, будет неудобно работать. Кроме того, существует требования безопасности. Не должно быть внешних дефектов кожи, форма лица должна быть правильной. Внешность должна быть приятная, чтобы пассажиры были расположены к общению.

- Где еще можно получить образование бортпроводника?

- Как я уже рассказывала, можно пройти курсы при авиакомпании. Но есть учебные заведения в крупных городах. Если вы планируете идти в определенную компанию, лучше заранее узнать, какие типы самолетов там, на какие нужно выучиться, какие требуются знания и умения и соответственно выбрать школу бортпроводников.

- Каким был первый рейс?

- Боевое крещение я прошла 31 декабря 2010 года. Это был мой первый самостоятельный рейс. Я ужасно волновалась. Но все прошло довольно спокойно. Хотя часто бывает, что уже под новый год пассажиры начинают праздновать, но в этот раз такого не случилось. Рейс был длинным: Оренбург-Москва, Москва-Орск, Орск-Москва, Москва-Оренбург. Вернулась очень уставшей, но с таким чувством облегчения, как на крыльях. Оказалось легче, чем я ожидала. Я даже успела к речи президента, попробовала оливье и с радостью легла спать. А 2 января была уже заграничная командировка - Египет. Это было так необыкновенно. Дома холодно, сугробы, а тут попадаешь летом в синее море с рыбками, вокруг пляжи, песок. Вернулась загоревшей. Так здорово, вокруг ходят укутанные оренбуржцы, ты такой же, но с загаром.

- А сложно переносится перемена климата?

- У кого как. Мы строгую медкомиссию проходим. Насколько я помню, у меня довольно легко организм приспособлялся, а сейчас уже ко всему привык. Единственное, иногда было сложно, если из холода в жару попадаешь.

- Вы попадали в нештатные ситуации? Может быть, приходилось принимать роды?

- Теоретически нас учили. Процесс родов разбирался от и до. Естественно, мы рассматривали идеальный случай - без патологий. Но выступить в роли акушерки, к счастью, пока не довелось. Бывает, летают люди со слабым здоровьем, повышается давление, или болит сердце, тогда мы используем кислородные баллоны, лекарства. Нередко человек просто боится, тогда стараемся успокоить, достаточно уделить внимание, и волнение проходит.

Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

- Вы должны успокоить пассажира, а как преодолеть собственный?

- Нас настолько тщательно учат, что это доходит до автоматизма. Мы постоянно проходим переподготовку, курсы повышения квалификации, Отрабатываем действия на земле, чтобы в случае экстренной ситуации в воздухе организм сработал на автопилоте. В моей карьере еще не было таких ситуаций, не считая тяжелых погодных условий. Но я не паниковала. Цель нашей работы - создать безопасность на борту и комфорт для пассажиров.

- Вы не устаете от них?

- Я даже не представляю себя работающей в офисе. Никогда не знаешь, что тебя ждет на рейсе, какие люди встретятся. Возможно знаменитости, а возможно простые работяги, которые довольно долго зарабатывали, чтобы полететь в этот отпуск. Каждый день у нас что-то новое.

Первое качество - терпимость

- Сколько лет максимум можно работать бортпроводником? Сложилась картинка, что на борту место только юным девушкам.

- Нет, конечно. В конце концов, кто-то должен передавать опыт. В среднем до сорока лет точно работаю, возможно, даже дольше. Есть люди с 20-летним стажем, которые пришли работать молодыми. Настолько профессия затягивает, уйти сложно! Люди, которые летают дольше, знают, как лучше сгладить конфликт, как оказать ту или иную услугу. Хорошо, когда экипаж сформирован из разновозрастных членов, так удобнее работать.

- Какими качествами должен обладать будущий бортпроводник и чему нужно научиться? Также чего не следует ждать от профессии?

- Первым дело нужно учить иностранные языки. Окажется полезным предыдущий опыт работы, связанный с авиацией или медициной. Необходимы коммуникабельность, терпимость. Ведь пассажиры разные. Иногда, на первый взгляд кажется, что пассажир агрессивен, разговаривает в грубой форме, а начинаешь с ним беседовать, и оказывается, что он просто напуган. Не следует ждать, что будет легко. Нередко к нам приходят из финансовых интересов, попутешествовать, позагорать и показать себя. Основная работа идет в рейсе. Нужна хорошая работоспособность. Где-то можно посидеть спокойно, работа размеренная, без эксцессов. Человек приходит на работу, знает, что его ждет, общается с небольшим кругом людей. А здесь такого нет. Люди должны быть готовыми к чужому не всегда благоприятному настроению, большой нагрузке и перемене мест.

- А насколько на борту важно чувство команды?

- Конечно, если попадаешь в командировку с людьми, которых знаешь, в которых уверен, коллектив особенно срабатывается, складываются идеальные отношения. Рейс проходит незаметно. Пассажиры чувствуют, что бортпроводники в хорошем настроении, настроены на работу. В такой бригаде и нам хочется летать бесконечно. Когда заканчивается командировка, жалко расставаться и возвращаться домой.

стюардесса
стюардесса Фото: АиФ/ Фото предоставлено пресс-службой «Ак Барс Аэро»

- Вы не устали от гостиничной жизни?

- С одной стороны, она более беззаботная: ты не думаешь, что нужно приготовить, постирать. Когда я возвращалась домой, особенно в первое время, ловила на мысли, что не всегда за собой посуду убираю, хотя раньше за мной такого не замечалось. Сейчас наоборот привычка появилась убирать за всеми со стола, как за пассажирами. На меня глядят удивленно: ты что делаешь? Но, с другой стороны, особенно если люди семейные, то начинают скучать в длительных командировках по родным. Когда я начинала работать, я была совершенно свободна. Конечно, тосковала, но все это компенсируется впечатлениями. Если бы мне предложили другую работу, я, наверное, отказалась бы от нее.

- А случаются «воздушные» браки?

- Да, женятся друг на друге бортпроводники. Компания идет навстречу таким парам: либо ставит супругов в один рейс, либо, если у них уже есть детишки, разделяет: пока папа летает, мама сидит с детьми.

Они часы не считают

- Насколько ваша профессия суеверная?

- У нас очень много примет! Конечно, это дело каждого - верить или нет. Например, в авиации не принято заранее считать часы налета. Если пуговичка оторвалась, в рейсе не принято ее пришивать. Также ни в коем случае нельзя произносить слово «последний», вместо этого говорят «крайний». Об этом даже стажеры знают. Сама я человек не суеверный. Но «последний» не говорю даже за пределами самолета. А на борту тем более: зачем нервировать людей, да и привыкла уже.

- А какие у вас традиции?

- Интересно наблюдать, как после первого перелета через Атлантический океан уже на посадочной полосе самолет обильно поливают водой. Бывает, некоторых стажеров посвящают после первого рейса заграницу, окатывая водой. Мне повезло: я вышла сухой из воды.  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество