Примерное время чтения: 10 минут
3961

Волосы – из шерсти, румянец из акрила. Мастер – о куклах, учителях и мечтах

Марина Донскова, её Медведь и Принцесса.
Марина Донскова, её Медведь и Принцесса. / Анна Мурзина / АиФ

Чтобы сделать куклу, надо быть художником и скульптором, уметь рисовать, шить, вязать, делать обувь и причёски, знать пропорции и строение человеческого тела и ещё много чего. Но самое, пожалуй, главное, это позволить себе делать то, что ты хочешь, каждый раз повышая собственный уровень. Следовать своему вдохновению, не бояться начинать заново, уметь импровизировать и, зная каноны, уметь отступать от них.

О том, как создаётся авторская кукла, о мечтах, реальности и творчестве корреспондент «АиФ в Оренбурге» Анна Мурзина  беседует с Мариной Донсковой, участницей выставки «О чём молчат куклы» в музее изобразительных искусств.

Недетские куклы

Анна Мурзина: Принято считать, что кукла – это что-то из детства и для детей. Однако ваши куклы, как и многое из того, что представлено на выставке – не для детских игр.

Марина Донскова: Многие думают, что взрослые люди начинают делать кукол, потому что не наигрались, когда были маленькими. Я наигралась, хотя куклы моего детства были простые и особых чувств не вызывали. Но моя фантазия оживляла их в играх.

Сейчас, когда я уже взрослый человек, всё иначе. Теперь мне хочется воплотить образ, который рождается в голове. Это мини-скульптура по сути. Все называют их куклами, но куклы ли это? Однако другого названия не придумали. Мне интересна некая подвижная скульптура, которую можно посадить, поставить, изменить поворот головы, положение рук и ног.

Наследник и Кукла. Их можно поставить, посадить, изменить положение рук, головы. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Почему я начала их делать? Человек постепенно, всю свою жизнь собирает дрова, укладывает костёр, вдруг в какой-то момент ударяет молния, и загорается огонь.

Мне кажется, я вот так же готовилась к этому всю свою жизнь. Я умела шить, рисовать, пробовала лепить – и всегда хотела это делать. Вот рисовать мне было скучно – двухмерное пространство не вдохновляло.

Однажды моей знакомой подарили куклу – Тильду. Нос, рот – просто точки на лице, изготовить такую не составит труда даже человеку без опыта – есть выкройки. Но зато двигаются ручки и ножки. И я помню, как воскликнула – и я тоже так смогу!

Сначала присматривалась к текстильным куклам, но как-то не пошло. Позже узнала, что есть такие материалы, как пластик, полимерная глина. А потом оказалось, что кукломания сейчас в самом разгаре по всему миру!

– Что самое важное в начале творческого пути? И можно ли переделать работу, если что-то пошло не так?

– Я уверена, что главное в начале – найти своего учителя. У меня их было двое. Первым стала Наталья Филинова, она художник– мультипликатор, потомственный художник, живёт в Санкт-Петербурге. А потом я нашла Елену Емашеву – она скульптор, тоже из Питера. Кстати, ей всего 29 лет, но кроме как на «Вы» я не могу к ней обращаться. Я училась по их видеоурокам. Как проходят вебинары? Педагога ведь не видно, камера направлена на руки, крупный план – материал, инструмент, голос – за кадром. На реальном уроке всего так не разглядишь. Просто удивительно, насколько щедро они делятся своими знаниями и опытом.

Мне всегда хотелось создать совершенную куклу, одухотворённую, идеальную. Признанные мастера всегда сначала делают рисунок, у меня – просто набросок, идея. А потом, как у папы Карло – он хотел маленький нос своему Буратино сделать, а у него он р-раз, и сам вырастает. Вот ты делаешь одно, а рождается то, что хочет родиться.

Конечно, переделать многое можно. Когда открытие выставки этой весной отложили, у меня появилось ещё немного времени, и я полностью перерисовала своих Тутти и Суок. Поначалу использовала простые краски, и при реакции с пластиком лицо получалось излишне оранжевого цвета. Меня это беспокоило – индейцы какие-то, а не Наследник и его Кукла. Попробовала масляную пастель, предварительно, конечно, раздев кукол, убрав волосы, стерев прежнее лицо. Получилось намного лучше, естественней.

Вылепить любовь

– А что самое трудное и ответственное в процессе изготовления?

Очень важны в кукле лицо, руки и уши. Немаловажное значение имеют брови – они придают лицу выражение, эмоции. Ну, и улыбка, конечно. Причём, важно, чтобы улыбался не только рот, но и глаза. Это только кажется, что всё просто сделать.

Лепить ребёнка и взрослого – большая разница. Как мужское и женское лицо или руки – это абсолютно разные вещи. Мои Тутти и Суок – совсем дети, в сказке Юрия Олеши им по 12 лет. Как вылепить детскую непосредственность? Или любовь, или подозрительность, или страх? 

На изготовление одной куклы может уйти несколько месяцев.
На изготовление одной куклы может уйти несколько месяцев. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Я изучаю азы анатомии, строение головы, фигуры. Для меня открытием стали пропорции человеческого тела и лица, очень любопытно было это узнавать, чтобы потом применять на практике. Некоторые мастера предпочитают этого не делать, объясняя всё принципом «я художник, я так вижу». Мне ближе другой принцип. Многие говорят, что я усложняю, а мне интересно, люблю углубляться.

- Из чего делают волосы для кукол? На вид они как человеческие.

- Это овечья шерсть или козий пух. Знаю, что в больших городах мастера покупают их уже чистыми по очень высокой цене – до 15 тысяч рублей за триста граммов. Я покупаю у нас на рынке рублей за 200 большой ком. Единственное – это ещё не мытая шерсть или пух, и вычистить её от мусора, жира и перхоти стоит больших усилий. Что поделать, звучит не очень эстетично, но это часть работы. После того, как чистая шерсть просохнет, я крашу её обыкновенной человеческой краской для волос, тем цветом, который мне нужен. Блондинистый цвет, кстати, очень красивый получается.

– Ваш Медведь из сказки «Обыкновенное чудо» не похож на Александра Абдулова, который исполнил эту роль.

Мне ближе Олег Видов, мало кто знает, что был фильм и с его участием. Хотя я никогда не ставила перед собой цели добиться портретного сходства, кое-что в образе всё-таки можно уловить. Наследник Тутти и Суок – брат и сестра, близнецы, разлучённые в детстве. Поэтому я старалась, чтобы они были похожи, но всё-таки один – мальчик, а другая – девочка.

На образ Снежаны меня вдохновили работы художницы Жозефины Уолл. Захотелось создать куклу, которая держит в руках хрупкий земной шар.

Делиться творчеством

– Марина, о чём Вы мечтаете?

- Я могу сказать о своей мечте, но боюсь всех разочаровать. Хочу создавать таких кукол, чтобы человек, увидев их, взял в руки и не захотел расставаться. Захотел оставить себе, чтобы не было жалко денег – вот до такой степени.

Куклы – это дорого. И материалы, из которых они делаются, и то, сколько себя и своей души вкладывает мастер в каждую из них.

Мы все здесь не очень богатые люди, но я не готова отдавать своих кукол ниже той цены, что определила для себя. Они не предназначены для детских игр. Таких кукол присматривают галереи, коллекционеры или богатые люди для украшения интерьера. Оренбург к таким ценам пока не готов. Главный путь – продавать в интернете. Для этого нужны очень качественные, профессиональные фотографии, на которых были бы видны морщинки у глаз, блеск зрачков, румянец, складочки на пальцах, все детали костюма, обуви, волосы.

А ещё мечта – чтобы появились поклонники моего творчества, которые бы влюблялись в моих кукол. Я хочу стать продаваемым мастером. Мне кажется, это мечта любого художника или скульптора – видеть, что твоё творчество востребовано. 

Неважных деталей в куклах просто не может быть. От ногтя - до бантика на туфлях - всё делается мастером самостоятельно.
Неважных деталей в куклах просто не может быть. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

- Выставки всё-таки ограничены временными рамками. В Оренбурге есть место, где вы можете встретиться с единомышленниками, пообщаться, поделиться идеями, опытом?

- Это занятие свело меня с Ириной Карсаковой. Ирина сама творческая личность – она тоже делает кукол, увлекается историей, этнографией, модой – и в то же время практичный человек. Она организовала арт-студию «Индиго» и стала меценатом для тех, кто находится ещё в начале своего творческого пути. Ирина организует выставки, конкурсы, встречи, посвящённые народным традициям и обрядам, у галереи есть свои страницы в социальных сетях. Это огромная поддержка и неоценимое участие – чтобы мастера имели возможность выставлять свои работы, не держать кукол дома, а показывать их миру.

Хотя я скучаю по своим, пока они на выставке.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах