Примерное время чтения: 8 минут
885

Дачный сезон. Какими проблемами встречают оренбуржцев "шесть соток"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Оренбуржье 23/04/2014

Между тем хорошая, тёплая погода установилась в нашем регионе уже две недели назад. Садоводы просто в отчаянии: давно пора разматывать деревья и открывать виноград, температура днём на солнышке превышает 20 градусов тепла. Но власти фактически сорвали начало дачной «посевной», сократив сезон почти на полмесяца.

Виноградное вредительство

Дачница-пенсионерка Галина Викторова «оборвала» телефоны всех газетных и телевизионных редакций, а так же муниципальных властей, пытаясь добраться до собственной дачи.

- У меня виноград там укутан, а вы посмотрите, какая жара на улице стоит! Ещё неделя, и его можно не раскрывать вовсе, когда вылезут первые листья, ветки попросту «сгорят». С каждым годом пускают автобусы всё позже и позже. Видимо, экономят на нас, пенсионерах…

В городской администрации и не скрывают, что проблемы с транспортным финансированием действительно есть. Из-за сложной экономической ситуации бюджет на автоперевозки дачников на 2014 год оказался на 20% меньше прошлогоднего. В то же время топливо выросло в цене на 15%, запчасти - на 10%.

- Ёмкости с водой уже наполнены, трансформаторная подстанция работает, достаточно повернуть рублильник, открыть кран - и можно на дачи заезжать, - говорит Екатерина Павлова, кустовой председатель общества «Ростоши-1». - Но автобусов не дают, поэтому участки и пустуют. Хотя не спорю, что в такую сушь возрастает риск пожаров, ведь прошлогодний сухостой да трава не убраны…

Транспортная проблема - одна из самых острых на сегодня для дачников. Из-за дефицита финансирования новое расписание на сезон 2014 года свёрстано с приличными «дырами». В отличие от прошлых лет автобусы теперь будут ходить лишь в утренние и вечерние часы, с большим «обеденным перерывом». Дачников это, конечно, не устраивает - на некоторые маршруты, например, 180-й, людей и так набивается, как селёдок в бочке. Но власти лишь разводят руками: терпите, так как денег нет, и не предвидится.

Место для жизни

Ещё одна серьёзная проблема садоводов - это безопасность и охрана имущества. Дачные кражи, конечно, сегодня не столь масштабны, как это было три пятилетки назад, когда зимой пропадали километры проводов, а домики подвергались разграблению подчистую. Ужесточение законодательства и создание хороших охранных дружин позволило избегать крупных краж. Однако полностью проблему не решило.

- Полиция нас попросту игнорирует, - сокрушается Наталья Суханова, председатель садового общества в Нежинке. - Если случилась кража на даче, чрезвычайно трудно заставить правоохранительные органы вести хоть какое-то расследование. До сих пор у них бытует мнение, что раз дача - то это как бы не очень серьёзно. Не квартира же - и ладно! Более того, сейчас всё острее встаёт вопрос создания опорных пунктов охраны правопорядка, так как практически каждый выходной бывают конфликты. Собираются пьяные компании, шумят, ссорятся - а полицию на вызов не дождёшься. Пока, к счастью, без серьёзных эксцессов всё проходило, но проблему тем не менее решать нужно.

Вообще создание нормальной инфраструктуры для загородного проживания - тема наболевшая. Сегодня в Оренбуржье насчитывается более 140 тысяч садовых участков, около 50 тысяч из них - в пригороде областного центра и ещё 40 тысяч находятся в городской черте. Более 6000 семей круглосуточно уже живут на своих дачах, получив там прописку. Однако при этом до сих пор нет внятной программы по развитию пригородных садовых территорий. Власти предпочитают помогать инвесторам при строительстве дорогих коттеджных посёлков, где стоимость только одного земельного участка составляет порядка 100-120 тысяч рублей за «сотку». А вот попыткам людей самостоятельно решить свои жилищные проблемы на собственной даче, наоборот, чинятся всевозможные препятствия.

- Мы уже не один год бьёмся за то, чтобы город обслуживал и ремонтировал наши дачные дороги, - говорит Екатерина Павлова. - Пишем письма в десятки инстанций, объясняем, что наши садоводы платят огромные налоги, которые в десять раз выше, чем ряде коттеджных посёлков. Но там асфальт укладывают и ремонтируют за счёт городского бюджета, а нас оставляют с ямами и рытвинами один на один. Разве это справедливо? Юридически Ростоши-1 - это территория Ленинского района Оренбурга. А фактически, если смотреть по расходным статьям в казне - то нас вроде как и нет…

Фото: Depositphotos / Сергей Чирков

Стандарты будущего

О создании программы комплексного развития дачных территорий речь идёт уже не один год. Какими будут садовые общества в будущем? Что ждёт людей в среднесрочной перспективе? До недавнего времени эти вопросы даже не обсуждались, «дачная тема» была чем-то третьестепенным, не встраивающейся в общую концепцию обеспечения людей доступным жильём. И лишь осенью прошлого года оренбургское отделение Союза садоводов России и правительство Оренбургской области одобрили и подписали долгосрочную концепцию развития, которая должна определять, какими будут сады Оренбуржья в будущем.

В первую очередь речь идёт о поддержке жилищных и инфраструктурных начинаний. Это особенно актуально, если учесть, что для многих оренбуржцев дача - доступная отдушина. Почти половина жителей нашего города не имеют возможности выехать в отпуск к морю или на другие курорты, поэтому собственный сад - единственная возможность провести отдых на природе.

Почти 20 тысяч дачников готовы в ближайшие годы начать посильное жилищное строительство на своих участках для круглогодичного проживания, лишь бы была возможность проезда и снабжения светом и водой. Кстати, три месяца назад в Ростошах-1 был запущен первый в Оренбуржье дачный газораспределительный пункт - это серьёзный прецедент, позволяющий и другим обществам добиваться всех благ цивилизации на своём огороде.

Вот только каждый шаг, каждую уступку у властей дачникам приходится «вырывать с боем». По-видимому, слишком сильно лобби со стороны крупных застройщиков, которым недорогие дачи как «кость в горле». Да и властям тоже не очень хочется брать на обслуживание садовые территории. Ведь гораздо удобнее просто собирать с доверчивых садоводов неплохие налоги - и при этом почти ничего не отдавать взамен.

Компетентно

Владимир Харченко, председатель оренбургского отделения Союза садоводов России:

- Мы разработали и продвигаем сейчас свою концепцию будущего садовых обществ в области. В первую очередь вектор нашего движения - это создание на базе дач полноценных жилых посёлков с нормальной социальной инфраструктурой. Конечно, о строительстве садиков и школ пока речь не идёт, но хотя бы обеспечение круглогодичных подъездных путей, заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, создание пунктов охраны правопорядка, пожарных дружин, магазинов и соцкультбыта - всё это вполне возможно и реально. Ведь мы все прекрасно понимаем, что дачное строительство для тысяч и тысяч семей чуть ли не единственная возможность обеспечить себя относительно доступным жильём. И нам очень приятно, что прошлой осенью было достигнуто понимание нашей концепции на уровне областного правительства. Из бюджета на нужды садоводов выделяется более 34 миллионов рублей в год. Поверьте, при грамотном контроле этих денег достаточно, чтобы как минимум обеспечить нормальное движение автобусов без пауз и двухнедельных задержек. А если заставить власти работать на местах и перераспределять собираемые с садоводов налоги, то и проблем с дорогами, светом и водой просто не было бы.

Официально

Максим Фазуллин, начальник Управления пассажирского транспорта администрации города Оренбурга:

- Движение автобусов до дачных маршрутов мы не можем начать зачастую потому, что попросту не готовы подъездные пути. Тяжёлые машины попросту не проедут по рытвинам и ухабам. Именно поэтому с участием председателей садовых обществ были согласованы сроки начала сезона автоперевозок - до 1 мая, чтобы все могли подготовить дороги, отгрейдировать рытвины, восстановить покрытие.

Что же касается частоты движения, то тут есть определённые трудности. Как вы уже знаете, финансирование на этот год снижено на 20%. Однако мы смогли лишь на 10% уменьшить частоту движения автобусов. К сожалению, это объективная реальность - финансовых возможностей сохранить расписание 2013 года у нас просто нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах