Жители областного центра были шокированы новостью о том, что на ряде городских автобусных маршрутов резко вырастут цены на проезд. Тариф прибавит сразу 25%, до 40 рублей за одну поездку. Таким образом, удовольствие прокатиться на автобусе в Оренбурге станет самым дорогим в Приволжье.
Пока речь идёт о повышении тарифа только на трёх маршрутах – № 39, № 40 и № 52, которые обслуживаются компанией «Лидерком». Впрочем, мало кто сомневается, что вслед за ними ценники перепишут и другие частные перевозчики, занимающие 80% рынка общественного транспорта.
Маршрут для богатых
– Я только поступила на первый курс в ОГУ, с общежитиями проблемы, поэтому снимаем с подругой квартиру в 19-м микрорайоне СВЖР. 6 дней в неделю ездим на занятия, как раз на 40-м автобусе. Получается, что теперь за дорогу туда-обратно мне придётся отдавать почти 2000 рублей. И это при том, что начальная стипендия положена в 1600 рублей, – сокрушается студентка из Бузулука Марина Волочай. Все три маршрута, поднявшие цены – очень популярные в городе именно у студентов, так как связывают основные корпуса вузов со спальными районами, где самые низкие цены на аренду жилья. Раньше на них можно было оформить проездной и экономить, но сейчас – только прямой расчёт за поездку, и никак иначе.
Ситуация тем более странная, что буквально накануне в мэрии Оренбурга прошло крупное совещание, на которое вызывали руководителей автопредприятий и отчитывали за плохую работу транспорта. Автобусы не соблюдают график движения, съезжают с маршрутов уже в 19:30, водители отказываются проводить платежи по банковским картам, требуя только наличную оплату.
На минувших выходных первый заместитель главы Оренбурга Алексей Кудинов под видом простого пассажира покатался на городских автобусах и побеседовал с людьми на остановках. Это в итоге и стало основанием для претензий перевозчикам. Крепко досталось, кстати, как раз и «Лидеркому»: люди жаловались, что автобус № 39 приходится ждать по 40 минут утром, а потом, ломая рёбра, протискиваться внутрь. Проблемы и с № 52: вечером, после 19:00, они почти исчезают с маршрута, хотя должны ездить минимум до 22:30.
Совещание впустую?
Кудинов и начальник управления пассажирского транспорта города Оксана Малышева обещали «навести порядок» и уже с ноября вводить в действие новую транспортную схему. Деталей этой схемы пока так горожанам и не представили, но уже анонсировали, что маршрутов станет на треть меньше, маленькие автобусы ПАЗ и «Вектор Некст» будут заменены большими, на 110 человек пассажировместимости. Робкие возражения экспертов, что большой автобус и ждать дольше придётся, ведь курсировать они будут реже, остались без внятных ответов. А вот автоперевозчики «старой гвардии», видимо, поняв, что компромисса с мэрией достигнуть не удаётся, решили попросту начать «ценовую войну».
Представители компании-перевозчика объяснили, что ценник поднимать вынуждены из-за резко упавшего пассажиропотока: люди всё меньше ездят на автобусах, и одна из причин – сокращающееся население города. Резко выросли цены на запчасти к автобусам, обновлять автопарк стало нереально, так как новых машин просто нет из-за санкционных ограничений. То, что удаётся всё-таки купить, стоит вдвое дороже, чем год назад. Наконец, в Оренбурге так и не построили нормальную инфраструктуру для водителей, на конечных остановках нет комнат приёма пищи, руки негде помыть, нет даже элементарных туалетов. Опытные водители просто увольняются, едут на вахту, где зарплаты выше в разы, а спрос на толковых шофёров огромный. При этом мэрия тратит по 250 миллионов рублей ежегодно для субсидирования муниципальных перевозчиков, а они выполняют лишь 20% транспортной работы. 80% ложится на плечи «частника», который ни копейки не получает из бюджета.
Оренбуржцы между тем в соцопросах называют отвратительную работу общественного транспорта одной из самых болезненных проблем города. Причём, с 2019 года меняется уже третий мэр – а ситуация становится только хуже.